Совершение Преждеосвященной литургии в вечернее время было возрождено в Русской Церкви 28 ноября 1968 года постановлением Священного Синода.
Господь наш Иисус Христос установил Таинство Причащения после вечери, то есть ужина, и апостолы причастились Божественного Тела и Крови после принятия пищи, что говорится в Новом Завете (Лк. 22, 20; 1 Кор. 11, 25). Такого порядка в совершении Евхаристии, как освященного примером Самого Господа, держались апостолы и за ними христиане первых поколений.
Увеличение числа членов христианских общин и связанная с этим трудность устройства общих вечерних трапез, или агап (вечернего или ночного собрания древних христиан для молитвы), вызвала отделение Евхаристии от агапы и перенесение первой на утреннее время.
Обычай причащения Преждеосвящевными Дарами ведет свое начало от утраченной древнехристианской практики «самопричащения» на дому тем Причастием, что приносилось из храма, где совершалась Евхаристия. О таком обычае упоминает раннехристианский писатель Тертуллиан.
День и час причащения устанавливал сам причастник. Этот обычай был поддержан анахоретами (христианскими подвижниками-отшельниками), а от них вошел в монастырское богослужение. Монахи причащались или по совершении утреннего правила, или, что, очевидно, было связано с различной строгостью соблюдения поста, вечером.
Чинопоследование изобразительных, которое регулярно совершается во время Великого поста — это древнее правило или порядок причащения братии в конце утреннего богослужения, а литургия Преждеосвященных возникла на основе причащения Преждеосвященными Дарами вечером. В IV и V веках, когда стал утверждаться, как всеобщий, порядок причащения натощак, приобщение Преждеосвященных Даров — утром ли, вечером ли — также совершалось натощак. Это в итоге привело к перенесению Литургии Преждеосвященных Даров на первую половину дня, хотя она начинается чинопоследованием вечерни.
Пресс-служба Мелекесской епархии