Вера в дачный сезон
В летние месяцы во многих городских храмах можно наблюдать «духовный штиль», особо заметный после наплыва людей в пасхальный период: число причастников на литургии, как и те, кто пришел просто поставить свечку к иконе, уменьшается. В чем причина такого затишья? Куда пропадают люди? Все очень просто. Начинается дачный сезон, и многие прихожане уезжают на дачи, в деревни и просто отдыхать. О феномене «сезонного Православия» размышляет проректор по учебной работе Казанской православной духовной семинарии иерей Александр Ермолин.
Такие разные дачники
Уместно разделить дачников на две категории. Первая – это те, кто уезжают на дачу или в деревню, но продолжают ходить в какой-то храм поблизости. Есть многие сельские храмы, в которых летом кипит жизнь, а зимой – полная тишина и никого нет. Тут нет ничего плохого. Ведь человек не прекращает свою религиозную и, что очень важно, литургическую жизнь.
К этим же людям можно отнести и тех, кто живет целые сезоны на даче, но не имеет физического здоровья для того, чтобы куда-то ездить. Таких людей достаточно много. Родственники увозят их на дачу, и там они на свежем воздухе живут, работают. Многие из них регулярно читают утренние и вечерние молитвы, жития святых и в целом ведут христианский образ жизни.
Но я не про них. Я про тех, кто имеет и силы, и здоровье.
Эти люди образуют вторую категорию. Категорию тех, кто уходит в аграрную жизнь, что называется, «с головой». Они не ходят ни в какой храм и ждут окончания аграрных работ для того, чтобы вновь вернуться в свой городской храм. При этом все остальное время многие из них являются ревностными прихожанами, строго соблюдают посты и регулярно ходят в церковь.
И тут позволю себе привести простую аналогию. Представьте себе солдата, который дает присягу. Присяга – вещь серьезная, она дается на всю жизнь. А теперь представьте себе солдата, который дает присягу с исключениями: вот с мая по сентябрь я не служу Родине, все остальное время – пожалуйста, готов. Причем готов служить со всей серьезностью, даже подвиги совершать. Но с мая по сентябрь – никак. Понятно, что такой солдат может существовать только в нашей фантазии. Ну, или быть аналогией дачника, который забывает про храм на несколько месяцев подряд. «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2 Тим. 2. 4) – говорит об этом Священное Писание.
Три «но»
Представителям этой второй категории хотелось бы напомнить несколько важных вещей.
Во-первых, христианство немыслимо без Евхаристии, без Причащения Святых Христовых Таин. А для этого необходимо участие в богослужении. Человек, который ради дачных забот отказывается от участия в главном Таинстве Церкви, на мой взгляд, прекрасно характеризуется словами из Апокалипсиса: «ты тепл, а не горяч и не холоден» (Откр. 3. 16). О регулярном участии в Евхаристии говорят и канонические правила, предполагающие даже отлучение человека, не приступающего к Святой Чаше без уважительной причины продолжительное время.
Во-вторых, «шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела» (Втор. 5. 13-14). Понятно, что для христиан самый главный день – это воскресенье, и оно должно быть посвящено Богу. Поэтому в огромном количестве дачных дел нужно уметь «сделать паузу» и посвятить хотя бы один день Богу.
И, в-третьих. Далеко? Трудно? Да, бывает так, что далеко ехать до храма. Но, вместе с тем, надо помнить, что никто и не обещал, что будет легко. Апостолы три года ходили за Спасителем, пережили многое в этой непростой «дорожной жизни». Вспомним слова Петра: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою» (Мф. 19. 27). А что Господь говорит им в ответ? «Всякий, кто оставит дом или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит в сто крат» (Мф. 19. 29).
И еще одна прекрасная мысль из Нового Завета: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11. 12). То есть христианину всегда нужно прилагать усилия. Ничего в этом мире, а уж тем более в мире духовном, не дается просто так. Для всего нужны усилия.
Ответ критикам
И сразу отвечу критикам. Всем тем, кто хочет сказать: «Легко ему рассуждать, а нам нужны картошка, морковка, лук, чеснок, другие продукты и т.д.». Все это нужно каждому человеку. Если есть возможность все это вырастить на даче и таким способом хотя бы немного сэкономить семейный бюджет, то это замечательно.
Просто очень важно правильно расставлять приоритеты. Вспомните евангельское «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22. 21), и тогда все станет на свои места.
Иерей Александр ЕРМОЛИН
В основе материала – публикация приходской газеты
Духосошественского храма Казани «Духов день»