Тематический вечер:"Св.равноап. княгиня Ольга в жизни Древнерусского государства".
Фрагмент речи о. Виктора: Сегодня мы говорим о роли святой равноапостольной княгини Ольги в жизни Древнерусского христианского государства. Об кн.Ольге до её замужества с князем Игорем известно мало. Следует отметить, что в сохранившихся источниках информация противоречива. Достоверно известно, что после смерти мужа она успешно управляла государством в период с 945 по 960 год (по другим источникам по 957 год). Фактически она правила государством вплоть до своей блаженной кончины в 969 году. Её сын князь Святослав Игоревич был постоянно в военных походах и не любил долго сидеть в Киеве. Она провела реформы, при ней началось объединение славянских земель в централизованное Древнерусское государство Русь со столицей в Киеве. Термин «Киевская Русь» ввел историк Соловьев С.М. в XIX веке для обозначения исторического периода. Княгиня Ольга объезжала Русскою землю с целью упорядочения гражданской и хозяйственной жизни народа. В Киеве постоянно находились 22 посла от русских княжеств, признавших власть Киева. Она укрепила обороноспособность страны, установила границы, учредила пограничные заставы на которых служили былинные богатыри, разделила государство на волости (области). Во главе каждой волости поставила воеводу, который подчинялся Киеву. Навела порядок в сборе налогов (дани), как пишет летопись установила «уроки» (размер дани) и «погосты». В то время слово «погост» означало не кладбище, а центр торговой и общественной жизни, это было место для сбора дани. Как мудрая правительница она задумывалась о духовной жизни своих подданных. Преподобный Нестор-летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа». Действительно, интерес кн. Ольги к христианству был велик. Она общалась с христианами, которые служили при её дворе, немало христиан было и в княжеских дружинах. Большинство исследователей признает, что влияние христиан было велико в Киеве уже с середины Х века. Об этом свидетельствует упоминание в источниках о «крещении» русов до Ольги, наличие в Киеве христианской церкви, участие русов-христиан в заключении договора с греками в 944 году. Причем, согласно договору, христиане и язычники представляли в то время в Киеве равные силы. Во время правления святой Ольги никому не запрещалось креститься, а также прекратилось влияние волхвов (языческих жрецов) на великокняжескую государственную власть. Святая княгиня Ольга, по-видимому, пыталась ввести христианство. Она проповедовала святую веру, сокрушала идолов и разрушала языческие капища, устанавливала каменные Кресты. Она построила в Киеве храм во имя Святителя Николая и деревянный Софийский собор. Святая равноапостольная великая княгиня Ольга вела мудрую внешнею политику, с Русью стали считаться. В 955 году, а по другим данным в 957 году, святая Ольга, как бы сейчас сказали, прибыла с государственным визитом в Константинополь (Царьград), где архонтисса россов с почётом была принята императором Константином VII Багрянородным и Патриархом Феофилактом. Официальная версия гласит, что именно в Царьграде она приняла святое Крещение с именем Елена – в честь святой равноапостольной царицы Елены. Некоторые историки предполагают, что Ольга крестилась в Киеве у местных христиан. Вообще есть пять версий о том, где и когда крестилась Великая княгиня Древнерусского государства. Не будем спорить с историками, здесь главное в том, что языческая Великая княгиня приняла Свет Христов, крестилась, стала ревностной христианкой и сыграла огромную роль в укреплении православия в новообразующемся государстве, что определило его дальнейшую христианизацию. Официальное Крещение Руси состоялось в 988 году при внуке св.равноап. Ольги святом князе Владимире.