Мелекесская епархия на конференции в Сербии
26 ноября, в день памяти святителя Иоанна Златоуста, в государственном университете сербского города Ниш, состоялись VI Византийско-славянские чтения – одна из крупнейших международных конференций, проводимых в стране. Событие прошло на базе Центра византийско-славистических исследований, Центра церковных исследований и Международного центра православных исследований, учрежденных при университете. В конференции принял участие и представитель Мелекесской епархии – ученый-теолог, журналист-международник и писатель-публицист Владимир Басенков. В нашем материале мы расскажем об одном из самых древних сербских городов, ставшим центром православных ученых со всей Европы и об исследованиях, результатами которых богословы, философы и медиевисты делятся на ежегодной конференции в южной столице Сербии.
Ниш – третий по величине город Республике Сербия, через который проходят основные пути из Европы в Турцию и Грецию. Считается, что первое поселение здесь было основано кельтами еще в III веке до нашей эры, а название город получил по имени реки Нишавы. В окрестностях города родился знаменитый равноапостольный император Константин. На протяжении столетий Ниш менял государственную принадлежность, побывав и в подданстве Рим, и Византии, и Турции, и Австрии, да и других стран. Полноценно в состав Сербии Ниш вошел лишь в 1878 году, будучи полностью освобожденным от турок. О турецком владычестве напоминает, например, мрачная «башня черепа» - конструкция, сложенная турками из черепов непокорных сербов. Сегодня над жуткой башней выстроена часовня, а местные почитают ее как памятник мученичества и героизма сербского народа.
Ниш – это также центр одноименной епархии Сербской Православной Церкви. В 1965 году здесь был открыт государственный университет, на базе которого действует 13 факультетов и обучается порядка 30 000 студентов. Богатое историческое прошлое региона и духовное наследие, веками накапливаемое византийско-славянской цивилизацией, не могло не сказаться на интересах местного научного сообщества. Более того – профессор факультета философии Драгиша Бойович увидел миссию Ниша в том, чтобы стать центром притяжения для православных ученых из разных стран. Так один за другим в начале 2000-х были учреждены Центр византийско-славистических исследований, Центр церковных исследований и Международный центр православных исследований. Все эти структуры, несмотря на разграничение задач, были созданы для одной цели - создания прочной институциональной базы для сотрудничества исследователей при поддержке или партнерстве университета Ниша. Структура всех «центров» позволяет ученым представлять свои собственные исследования, обмениваться опытом с коллегами из разных стран, а также аккумулировать знания. Кроме того, активно здесь ведется и издательская деятельность, причем одновременно на нескольких языках – статьи в сборниках приводятся на родных языках ученых.
Как известно, лучшее место для встречи ученых и обмена знаниями это конференция. Именно поэтому раз в год профессор Бойович стремится собрать как можно больше коллег в Нише, выбрав для этого день памяти вселенского учителя, святителя Иоанна Златоуста. Не стал исключением и 2022-й год. Хотя в этот раз география гостей была значительно меньше, чем на предыдущих конференциях. Для сравнения, среди членов центра есть ученые из стран бывшей Югославии, Болгарии, Греции, России, Италии, Польши, Франции, Германии и Англии. В этом году мероприятие посетили исследователи из самой Сербии, России, Северной Македонии, Болгарии, Черногории, Боснии и Герцеговины. К слову, представитель Мелекеской епархии был на этот раз единственным гостем из нашей страны. Тем не менее, число только участников конференции первышало 50 человек, а докладчики работали в группах в зависимости от близости тем и научных интересов. В начале встречи перед участниками выступил доктор Йован Степанович, проректор Нишского университета, и Драгиша Бойович, приветствовав присутствующих. Участники Собрания имели возможность услышать византийское пение благодаря выступлению сербского византийского хора, в состав которого входят певцы из Афин, Белграда, Скопье и Ниша, и под руководством священника Игоря Зироевич.
Владимир Басенков, проходящий обучение от Мелекесской епархии в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия, также участвовал в работе конференции с коллегами из Сербии, Македонии и Боснии и Герцеговины. Ему в очередной раз предстояло рассказывать ученым «сербского мира» о древнерусской богослужебной традиции и ее жизни в Русской Церкви в наши дни. Выступив с докладом на тему «Современное состояние Единоверия в Русской Православной Церкви: проблемы и перспективы», представитель Мелекеской епархии отметил среди интересных моментов тот факт, что живую традицию старого обряда могли бы использовать литургисты Сербской и Болгарской Церквей при работе по реконструкции собственных аутентичных богослужебных традиций. Дело в том, что в данных Церквах служба древности в «живом» виде не сохранилась, однако, имеется достаточно церковных памятников прошлого. На многие вопросы исследователи могли бы получить ответы, обращаясь в старому русскому обряду, традиции которого помогают заполнять «пробелы» книг, не раскрывающих многие моменты богослужения, относящиеся к сфере незаписанного предания.
Тема нашла отклик в среде коллег, поскольку исследования церковного прошлого и возможность его применения на практике актуальна и в наши дни. Например, уже упомянутый священник Игорь Зироевич ведет исследования древнего византийского и славянского знаменного пения на основе рукописей афонского монастыря Хиландар, расшифровывает их, а затем применяет как на богослужениях, так и на концертах духовных песнопений. А Никола Лукич, сербский литургист, рассказывал об особенностях перевода богослужения с церковнославянского на сербский на примере книги «Сербльяк», содержащей службы сербским святым.
Кроме того, много вопросов конференции было посвящено христианской философии. Несколько докладов, например, выступления профессоров Ружицы Левушкиной и Бранко Радовановича были посвящены такому понятию как «Светосавлье» (буквально – Православие святого Саввы Сербского). Разъясняя суть термина, который в наши дни часто применяется в публичной сфере, ученые отметили, что «Светосавлье» - это, иными словами «сербское Православие», которое, в конечном счете, есть Православие, чистоту которого бережно хранил печальник сербской земли, святитель Савва.
Конференция прошла в духе христианской любви, наполненная глубиной научных смыслов и интеллектуальными беседами. В завершении мероприятия профессор Драгиша Бойович также отдельно передал свою искреннюю благодарность епископу Мелекесскому и Новоспасскому Диодору за неравнодушие в деле поддержки церковных исследований и проводящих их ученых.