День памяти жертв политических репрессий
Ежегодно 30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий. В этот день, посвященный памяти людей, погибших и пострадавших в ходе политических репрессий в Покровском храме г. Сенгилея была отслужена панихида.
По данным ВЦИОМ треть россиян имеют пострадавших от сталинских репрессий родственников. По мнению историков Н. Г. Охотина и А. Б. Рогинского, если понятие «жертв режима» определить узко — как лиц, арестованных органами безопасности и осужденных по политическим обвинениям различными судебными и квазисудебными инстанциями, «тогда, с небольшими погрешностями, число репрессированных в период с 1921 по 1953 год составит около 5,5 млн человек». Некоторые исследователи считают, что общее число репрессированных может достигать 12 миллионов человек.
Крестьяне, рабочие, интеллигенция, военные, советские руководители, священнослужители и другие граждане СССР – без вины виноватые – были осуждены как политические преступники. Они страдальцы своего времени! Эти люди наши предки, чьи имена мы должны хранить в памяти и поминать в молитвах. Мы должны помнить о страшной трагедии, произошедшей в Советском Союзе, чтобы сегодня стремление построить мирное совершенное общество не привело к беззаконию и оправданию несправедливости.
Протоиерей Виктор Почобут в своей проповеди рассказал о репрессированном родственнике: «Родной брат моего дедушки Иосиф (Юзеф) Викентьевич Почобут, родился в 1903 году, учился в реальном училище г. Челябинска. Окончил Московский электротехнический институт народной связи (МЭИНС), вступил в коммунистическую партию, женился, родился сын. Неожиданно успешная жизнь закончилась, 13 декабря 1933 года он был арестован. На момент ареста работал в должности инспектора службы связи Омской железной дороги. Его обвинили по печально знаменитой статье 58, пункты 6-7 УК РСФСР. Его принуждали сознаться в том, что он работал на иностранную разведку и вел подрывную деятельность против Советского государства на транспорте. Доказывая следователю всю несостоятельность предъявленных обвинений, он всё отвергал и ни на кого не дал клеветнических показаний. Пройдя через допросы с побоями и не признав своей вины, Иосиф Викентьевич 15 марта 1934 года особой тройкой при ПП ОГПУ (полномочный представитель объединенного государственного политического управления Совета народных комиссаров СССР) по Запсибкраю был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Предполагаю, что если бы мой двоюродный дедушка не выдержав издевательств подписал протокол допроса, то приговорили бы его к высшей мере наказания – к расстрелу. 10 мая 1957 года военный трибунал Сибирского военного округа полностью реабилитировал инспектора Почобут И.В. Основания реабилитации: за отсутствием состава преступления.
Иосиф Викентьевич вернулся домой глубоко верующим человеком. Изредка рассказывая родным о жизни в лагере, он говорил: «В лагере я многое понял и переосмыслил свои взгляды на жизнь! Там вспомнил о Боге и об уроках Закона Божьего, которые блестяще вел духовник училища батюшка Константин (Прокопьев). После прихода в Челябинск советской власти (1919г.) жизнь изменилась и я поверил безбожникам, совершив грех вероотступничества. А в комсомольской юности вера в Бога окончательно угасла и разумом завладели атеистические убеждения. Думаю, что по молитвам мамы Господь Бог проявил ко мне милосердие и я снова вернулся к Богу»».