Доклад епископа Диодора: "Краеведение и смыслы. Духовная связь с прошлым как фундамент построения будущего". Круглый стол на тему реализации краеведческих проектов в Приволжском федеральном округе
«Помните, что Отечество земное
с его Церковью есть преддверие
Отечества небесного,
потому любите его горячо и будьте готовы
душу свою за него положить»
(Святой праведный Иоанн Кронштадтский)
- Краеведение – это смыслы
История края – это богатое духовное наследие, целостное единство прошлого, настоящего и будущего, представляющее собой не просто перечисление фактов и событий минувших дней, а прежде всего глубокое осмысление и цепочки связей. Мы находимся в пространстве времени и непрерывном процессе мышления. Время и мысль неразрывны, мышление направлено от начала к заключению, и каждое размышление – это история, главной составляющей которой и является смысл. История края и народа – это в первую очередь смыслы и их влияние на развитие. Значимость краеведения следует рассматривать через призму мысли, как свидетельство осмысленного бытия. Прошедшие события и оставшиеся в наследие предметы, даже такие крупные, как здания и сооружения, нужны как построение вектора, оттуда идет направление мышления. А историческая ценность прошлого обусловлена именно наличием смыслов, позволяющих строить мысль в настоящем и направлять ее в будущее, создавая тем самым осмысленное настоящее и будущее.
Не имея знаний о прошлом, мы окунаемся в мир без истории, а значит без смыслов, лишая себя самих истока и понимания идентичности и направления, рискуя стереться и превратиться в часть нерационального наличия. Обогатившись смыслами истории, мы уже полноценный народ, с культурным базисом, мы церковь, мы получаем объемное понимание самих себя в осмысленном, историческом битии в настоящем. Зная себя, мы знаем правильное направление движения и действия. Мы получаем ответ не только на известный вопрос «Что делать?», а также понимание «как быть?», и вообще «быть или не быть?».
Бытие человека – это не просто констатация существования. Человек создан Богом, и его жизнь имеет высокий смысл с достойной целью – стать подобием Бога, стремясь к изучению начала начал. Мировое бытие творится Богом для человека, это наше место пребывания, и мы смиренно благодарны Творцу за счастье быть. Мы ответственны не только за наши поступки, но даже и за малейшие движения мыслей. Мы со-творцы, и тем более наша ответственность перед историей, в частности своего края. Поэтому так необходимо знать истоки, чтобы, понимая смыслы, осознанно строить продолжение, достойное стать будущим.
История края – это реальное настоящее, имеющее опору и смысл, если есть изученное прошлое. История края заключает в себе и будущее, созидаемое нами в настоящем с фундаментом прошлого. От нас и настоящего зависит направление заложенного в прошлом смысла и вектора. История нашего края имеет заложенную в прошлом цель, направленную в будущее, тем самым спроецировав историчность будущего. И у будущего нашей земли уже есть история, которая напишется не тогда, когда будущее наступит и станет прошлым, а творится нами уже сейчас, если мы изучаем заложенные в прошлом смыслы, когда мы начали быть.
В настоящее время пока не найдено документов о начале зарождения первого поселения на территории г. Димитровграда. Но существует очерк об истории Мелекесса, предоставленный первым посадским Головой К.Г.Марковым в 1879 г. газете «Самарские губернские ведомости»:
«Возникновение Мелекеса как поселения относится к довольно отдаленному прошлому, а именно ко второй половине XVI столетия. Вскоре после покорения Казанского царства, несколько семейств чуваш и черемис, избегая религиозных притеснений и не желая принимать христианства, ушли с семействами своими и всем скарбом из-под Казани и скрылись в непроходимых в то время лесных дебрях, расположенных в той местности, где теперь посад Мелекес. Поселившись здесь, на правом берегу небольшого безымянного ручья, вблизи впадения его в р. Черемшан, новые поселенцы начали искать себе пропитание частично хлебопашеством, а главным образом — звериным и рыбным промыслам. <…> Вскоре к этим инородцам присоединилось несколько семейств русских, бежавших из Московского царства от притеснений помещиков, и таким образом появился небольшой поселок, при весьма выгодных для оседлой жизни условиях, так как близость, за р. Черемшаном, хлебородной степи, обширность лесов и свобода в пользовании ими, реки, изобилующие рыбою, а главное глушь, в которую не достигли еще новые порядки, — всё это благоприятствовало развитию самостоятельной жизни этого нового поселения. Предание гласит, что один из жителей этого поселка — некто черемис, по прозванию Мелекеска, купаясь однажды в речке, при которой основалось поселение, утонул в ней. Этот случай, составляя в жизни пришельцев важное событие, был причиною того, что речку назвали именем утопленника — «Мелекеской», и за тем и самый поселок получил имя «Мелекеса».
История возникновения гидронима и топонима Мелекесс спорна. Существует множество гипотез. Топоним Мелекесс известен в Татарстане, в республике Башкирия множество подобных топонимов и гидронимов. Беря во внимание то, что наши земли служили летними кочевьями башкир, можно предположить, что название «Мелекес» имеет тюркские корни, и, по-видимому, это имя одного из древних поселенцев или владельцев этой местности.
Администрация города по согласованию с Советом депутатов приняла постановление о праздновании 300-летия г. Димитровграда в 1998 г., взяв за основу следующую версию: историю города вести от первого, документально зафиксированного поселения, возникшего на территории современного г. Димитровграда. Первое найденное упоминание о поселении — деревне ясашных чувашей в низовьях р. Мелекесски — находится в «Подлинной межевой книге земель князя Меньшикова» и относится к 1706 г. Жители деревни платили ясак — натуральный налог с инородцев, занимались рыбной ловлей, охотой, скотоводством, хлебопашеством. В 1775 г. в деревне проживало около 100 человек. Деревня Чувашский Мелекесс входила в состав Мулловской волости и до 1917 г. относилась к разряду удельных, являясь собственностью царской семьи. В 20-е гг. ХХ в. ее территория вошла в состав города Мелекесса и прекратила самостоятельное существование.
2. Духовное наследие Мелекесской земли
Духовный аспект существования, направляющий идеи и веру сообщества людей – сложное явление. Бытие человека – связь тварной и нетварной реальностей. Человек, желая изменений, обращается к нетварному Сознанию. Это обращение усиливается, когда становится соборным. Нетварное Сознание оказывает влияние на сознания тварные, меняя их внутреннее состояние - приоритеты и направления воли. При правильном восприятии нетварного Сознания и по вере тварного сознания происходит положительное изменение тварного бытия всего сообщества. Таким образом, все исторические и общественные процессы – это духовные явления. Для удержания в обновленном бытии необходимо новое сознание, с опорой на духовность, историю и ее смыслы. Мы творим историю, и это ответственное делание.
- 2.1 Церковь – небо на земле
Христос – воплотившийся Сын Божий, Который построил на земле Церковь, собрание призванных и уверовавших в Него. Церковь является толкователем Его учения и продолжением Его дела, это Христово Царство, пространство живого присутствия Бога среди людей. Через таинства Церкви происходит соединение человека с Богом, там находим источник живой воды: «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14).
Христос сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Мы –странники в этом мире, путь наш к Царству Небесному, которое откроется в будущем веке, а начинается в настоящем для тех, кто вошел в Церковь.
Церковь – небо на земле, где духом ощущаем присутствие Бога. «Ибо точно как на земле, так же на небесном своде, поскольку отражения того, что происходит на небесах, находятся на земле» (Вознесение Исайи).
На территории Мелекесской и Чердаклинской епархии небо на земле отражено в богатом духовном наследии. Епархия объединяет приходы в административных границах Мелекесского, Новомалыклинского, Сенгилеевского, Старомайнского, Теренгульского, Чердаклинского районов Ульяновской области. Количество приходов - 79 (?). Кафедральный собор – Преображения Господня в г. Димитровграде.
- 2.2 История православных храмов Мелекесса
Как и во всех селениях России, духовными центрами посада Мелекесс были храмы, в них совершались Таинства. Самая древняя из церквей округа была построена в 1702 г в селе Русский Мелекесс (оно же Покровское) и освящена в честь Покрова Божией Матери.
Православные храмы возводились в Мелекессе с середины 19 в. Первый деревянный храм был построен в 1859 г и освящен во имя Святителя Николая Чудотворца, заступника всех обездоленных, покровителя путешествующих и торговых людей.
Каменный Свято-Никольский храм о трех престолах был воздвигнут через 20 лет на средства благотворителей. Стоял он на самом оживленном месте близ знаменитой Оренбургской дороги, рядом с торговой площадью, многочисленными торговыми заведениями (был разрушен в конце 30-х гг.).
Проектирование каменного храма началось в 1873 г. Возведение осуществлялось исключительно на собственные средства жителей поселения «Мелекесский казенный винокуренный завод». Значительный вклад в строительство внес купец Н.П.Масленников.
19 августа 1879 г. храм был торжественно освящен во имя Св. Николая Чудотворца. 17 мая 1879 г. недавно избранная посадская Дума отвела на Хлебной площади место для нужд церкви. Церковную землю огородили деревянной оградой на каменном фундаменте.
Архитектура храма была лаконична, не отличалась пышностью декора. Кубический свод ее был увенчан одним куполом, который покоился на круглом барабане, прорезанном арками окон. Два яруса четырехугольной колокольни заканчивались высоким круглым барабаном с куполом. При храме была открыта церковно-приходская школа на 63 учащихся (девочки), церковная библиотека, церковная сторожка, часовня, разбит церковный сад, появилось и церковное кладбище. Эту церковь в посаде называли «Белой церковью», т.к. ежегодно перед зимней Никольской ярмаркой, которая проводилась на соседней Хлебной площади, и перед большими праздниками церковь тщательно белилась. Это название также отличало ее от соседней «Красной церкви» (краснокирпичная Церковь св. Александра Невского).
Этот краснокирпичный храм по решению Думы и посадского Головы был построен в память о мученической смерти императора Александра II. Александр II был особо почитаем в Мелекессе, именно он даровал ему статус посада. Проект заказали самарскому епархиальному архитектору Тадеушу Севериновичу Хилинскому. Строили храм на пожертвования прихожан и на средства, выделенные Думой. Освятили храм во имя Св. Благоверного князя Александра Невского. В 1893 г. В 1907 г. к храму была пристроена многоярусная стройная колокольня по проекту самарского архитектора П.Шаманского. Ступенчатые краснокирпичные стены под крестовым сводом выложены с большим и разнообразным набором архитектурных и декоративных элементов. На своде покоились основания пяти прямоугольных барабанов, переходящих в шестигранные шатры, увенчанные куполами с позолоченными ажурными крестами. Крест главного купола был высотой более 5 метров. Александро-Невский храм занимал центральное место, был самым ярким и высоким строением в посаде и очень украшал его (храм был разобран в 1956—1958 гг.).
На правом берегу р.Мелекесски в районе нынешнего автовокзала находится старое (первое в Мелекессе) православное кладбище. В 10-е гг 20 в там на средства мелекесского промышленника, купца 1й гильдии, Алексея Андреевича Таратина был построен очень изящный храм во имя Св. Софии и Алексия человека Божия. В архитектуре храма было много ажурной и фигурной кладки. На широком барабане, прорезанном частыми окнами, был большой голубой купол с яркими синими звездами, внутреннее помещение отделано белым и розовым мрамором.
Итак, три православных храма украшали посад Мелекесс, придавая ему неповторимую красоту и очарование. А во всем Мелекесском районе было 46 православных храмов. В 1935г было запрещено богослужение, а затем началась расправа над священнослужителями и разрушение храмов.
- 2.3. Православные храмы Димитровграда
Свято-Никольский храм.
В 1970 г. в старом деревянном Свято-Никольском храме случился пожар: сгорело всё дотла. Более 10 лет у церкви не было своего здания. В администрацию города от горожан и служителей церкви поступали прошения о строительстве молельного дома. Наконец, разрешение было получено, куплен участок земли по ул. Чапаева. Закладка будущего храма произошла в 1985 г. Руководила строительством староста церкви Клавдия Фёдоровна Алексашина. Освящение храма было совершено в день празднования 1000-летия крещения Руси, 28 апреля 1988 года архиепископом Иоанном (Снычевым) Куйбышевским и Сызранским в сослужении с епископом Серафимом Пензенским и Саранским.
Главный престол храма освящен в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Настоятель храма иеромонах Прокл (Бойко)
Свято-Никольский храм был вторым кафедральным собором Симбирской Епархии до 1 июня 2013 г. На юбилейном Архиерейском соборе, проходившем в Москве с 13 по 16 августа 2000 г., был причислен к Лику Святых преподобноисповедник Гавриил (в миру — Иван Иванович Игошкин). 18 октября 2000 г. состоялось обретение мощей святого архимандрита Гавриила — покровителя г. Димитровграда — в Свято-Никольском храме.
Одним из первых священнослужителей храма стал протоиерей Виктор Казанцев.
В 2000 г. по его инициативе было принято решение построить ещё один храм на том месте, где когда-то стояла Свято-Никольская «Белая церковь».
Спасо-Преображенский кафедральный собор.
В 1939г «Белую церковь» разобрали, на ее месте был организован Парк культуры и отдыха им. В. И. Ленина с аттракционами, а на фундаменте церкви была сооружена танц - площадка. Но Бог поругаем не бывает. В 1999 г. был создан приход Спасо-Преображенского храма, а в сентябре этого же года была выделена земля в сквере около площади Советов под строительство небольшой часовни. Пока часовня строилась, настоятель прихода протоиерей Виктор Казанцев вместе с прихожанами стал проводить молебны здесь же, рядом, прямо под открытым небом. А к празднику Святой Пасхи 2000г была построена и освящена во имя Казанской иконы Божией Матери небольшая часовня, и в ней стали совершаться регулярные богослужения. Через год к храму была пристроена колокольня и приобретены колокола. Их перезвон после долгого перерыва возвестил о возрождении веры на нашей земле. После окончания строительства деревянного храма-часовни рядом началось строительство большого кирпичного здания Спасо-Преображенского собора. На вопрос почему строительство собора идет не на фундаменте Свято-Никольского разрушенного храма, а в стороне, протоиерей Виктор Казанцев отвечал: «Предание Священное гласит, что если хотят заново строить храм на том месте, где раньше храм стоял и был разрушен, то хотя бы чуть-чуть, на метр, но нужно отступить. Потому что ведь были причины разрушения этого храма, и они имели для Бога какую-то значимость. Поэтому если полностью разрушен храм, то новый немножко сдвигают, чтобы он чуточку был в другом месте. Пять лет была зарегистрирована наша община, и добро на строительство было дано еще в 1999г, но с мертвой точки дело никак не сдвигалось. И вот когда мы решили рядом строить, сразу дело пошло. А на том месте, где раньше был храм, мы построим часовенку, обозначим его как святое. Это место навсегда останется церковным».
Сначала установили Крест, и по четвергам отец Виктор служил молебен у Креста. Так началась его служба в будущем Спасо-Преображенском храме, куда он потом и перешёл из Свято-Никольского храма.
Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца.
Храм был построен и освящен в 2003г. На улице за алтарем в день начала строительства храма был установлен Поклонный Крест. На Мулловском шоссе недалеко от храма установлен камень в память архимандрита Гавриила, Святого Покровителя города. В храме находится почитаемый образ, икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», написанная на Святой горе Афон. Настоятель храма – протоиерей Андрей Макаров.
Храм Всецарицы
Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица» - той самой иконы, к которой особо обращаются люди, страдающие от онкологических заболеваний, находится близ Федерального Центра медицинской радиологии. Название «Всецарица» означает, что Пресвятая Дева — первая из женщин и дев, из всего человеческого рода, на земле и на небе. Народная любовь к образу Всецарицы растет, увеличивается число храмов в Её честь. Раковые и опухолевые заболевания, пугающие своей внезапностью и беспощадностью, отступают перед молитвой Богородицы, которую Она приносит за весь мир.
Настоятелем храма Всецарицы является протоиерей Пётр Гурьянов - известный в Димитровграде и за его пределами священник, миссионер, борец с абортами и отец шестерых детей. Значительную финансовую помощь в строительстве храма Всецарицы оказал ныне покойный Яков Алексеевич Лупоносов, почётный строитель России. Остальные средства изыскиваются исключительно в виде пожертвований от простых верующих - жителей Димитровграда, Ульяновской области и других мест нашей страны и из-за её пределов.
Фундамент храма Всецарицы был заложен 4 сентября 2017
31 августа 2018г в храме Всецарицы была совершена первая Божественная литургия.
29 марта 2019г была совершена первая архиерейская Литургия Преждеосвященных даров.
Храм Святителя Луки Крымского
Димитровград – второй по величине город Ульяновской области, расположенный в самом центре поволжского региона. В 2007 году принято решение о строительстве в городе Центра медицинской радиологии, который будет принимать большое количество людей с онкологическими заболеваниями из разных регионов Российской Федерации. Амбициозный проект призван превратить город в европейский центр лечения многих сложных заболеваний, в том числе, рака. В Димитровграде расположен НИИ атомных реакторов (НИИАР), где производятся радиоактивные источники, используемые в медицине. А источниками гамма излучения, на основе кобальта-60, которые изготавливаются только в этом институте, оснащены все онкологические центры России и ближнего зарубежья. Поэтому, строительство подобного медицинского центра именно здесь – обосновано.
Архиепископ Лука Крымский – человек, который всю свою жизнь провел у операционного стола, спасая жизни людей. Святой Лука Крымский — ученый с мировым именем, по учебникам которого до сих пор занимаются в медицинских вузах и великий святой, почитаемый далеко за пределами нашей страны. В какой-то период своей жизни он был практикующим врачом в Симбирской губернии. Сегодня к его святым мощам стекаются тысячи паломников, желающих получить исцеление от физических недугов.
25 февраля 2017 г, в день празднования в честь Иверской иконы Божией Матери и воспоминание всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, епископ я совершил Божественную литургию и чин малого освящения строящегося храма-часовни во имя священноисповедника Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского. В памятный день освящения храма, в дар церкви была передана икона с частицей мощей исповедника и врача Луки Крымского – небесного покровителя новообразованного прихода.
Настоятель храма – иеромонах Прокл (Бойко)
2.4. Жемчужина Мелекесской земли
Храм Рождества Христова в с. Лебяжье является уникальным для Мелекесской земли.
В селе первая церковь, как и приход, появилась в 1754 году.
В 1846-1847 гг. Из-за ветхости возвели новое деревянное здание с такой же колокольней на каменном фундаменте. Интересно, что помещение не отапливалось и прихожане даже в лютый мороз часами стояли во время службы. Во многом, поэтому к концу XIX века эта церквушка, рубленная топором, без применения пилы, без единого гвоздя едва держалась. В 1899 году сельский сход жителей села по предложению зажиточной верхушки принял решение, строить новый храм.
14 декабря 1908 года новую церковь освятили. В 1933 году церковь, как и множество других храмов по всей стране, была закрыта и отдана под зернохранилище колхозу.
Возрождение началось лишь в 1988 году, трудами протоиерея Иоанна (Подфедько) храм был восстановлен и принял первых прихожан в 1991г.
Появились в храме и святыни: в левом притворе старая иерусалимская икона "Успение Пресвятой Богородицы", а в правом – деревянное скульптурное распятие, сделанное местными мастерами.
В 1996–97 годах отец Иоанн принял монашество, стал иеромонахом, а позднее был рукоположен в игумены. Протоиерей Иоанн Подфедько почил в 2000 году. Со всеми подобающими почестями был погребён в ограде воссозданной и возрождённой им церкви.
За месяц до своего столетнего юбилея храму был преподнесен особый подарок – золоченые купола и кресты, которых не было у него никогда ранее. Церковь преобразилась и стала, быть может, краше, чем в момент постройки.
Сегодня белокаменный, с золочеными куполами Храм Рождества Христова возвышается над крышами деревенских домов как прекрасный белый лебедь.
В 2018 году в храм был назначен новый настоятель, священник Димитрий (Ипатов).
Осенью 2018 года при храме, в здании «церковной сторожки», после капитального ремонта, был открыт Центр духовно-нравственного воспитания «Рождество».
Основной задачей центра стало воспитание молодежи в духе православной традиции.
Позже были выработаны дополнительные направления центра: работа с трудными подростками, поддержка старшего поколения, волонтерская деятельность. Была открыта воскресная школа, в которой, в настоящее время занимается 23 ребенка из с. Лебяжье и соседних деревень.
Центр принимает участие во многих муниципальных и общероссийских мероприятиях. На базе центра проводятся различные мастер-классы, семинары.
В здании духовного центра находится русская печь, которую подарила центру ветеринарная служба. Благодаря наличию печи, в центре проходят оригинальные мастер –классы по приготовлению различных кулинарных блюд. Цель подобных мероприятий: передача традиций от старшего поколения младшим. В 2020-2021гг Центр «Рождество» при храме Рождества Христова в с.Лебяжье дважды стал победителем конкурса фонда Президентских грантов и одним из первых во время пандемии начал оказывать адресную помощь нуждающимся.
Планируется получение государственной образовательной лицензии для возможности реализации образовательных программ, уникальных для нашего региона.
В июне 2020г произошло торжественное событие, возвращение в храм святынь - пяти старинных икон:
Икона Божией Матери Одигитрия
Икона Божией Матери Покров
Икона Целителя Пантелиемона
Икона Святых Преподобных Герасима и Сергия Радонежского
Икона трёх святителей (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст)
2.5. Святыни Мелекесской и Чердаклинской епархии
Икона Божья Матерь Боголюбская, которая сейчас хранится в Богоявленском храме поселка Старая Майна, — одна из главных святынь Симбирской и Мелекесской епархии.
По преданию, эта икона Божией Матери, написанная и освященная на Святой горе Афон, была передана царским домом в дар Боголюбскому храму села Ивановка Старомайнского района (земли которого принадлежали царю). Другое предание гласит, что Боголюбская икона Божией Матери была обретена у источника, который и сейчас в селе почитается святым. Икона славилась по всей округе как чудотворная. За три дня до празднования в село Ивановка вереницей ехали паломники, больные и калеки. Огромный храм села не вмещал всех верующих.
Храм закрыли, икона хранилась в запасниках краеведческого музея
В 1989 году Боголюбскую икону Божией Матери из музея передали Епархиальному управлению, где решили временно перенести ее в Неопалимовский собор. В 1991 году указом правящего архиерея Симбирского и Мелекесского и по многочисленным просьбам верующих Старомайнского района икона с крестным ходом прошла по центральным улицам Симбирска, был отслужен молебен, и затем икону повезли в Старую Майну в Богоявленский храм
На святой иконе Богородица изображается без Божественного Младенца. Она молится Сыну своему, который на Небесах, о сниспослании благодати людям и месту, которое выбрала Она для пребывания своей иконы. Относится образ к иконографическому типу Агиосритисса, хотя в композиции присутствуют элементы Оранты и Одигитрии. Она – и Заступница и Та, которая указывает путь. Это Деисусная икона Божией Матери. От других образов Агиосоритиссы Боголюбская икона Пресвятой Божией Матери отличается присутствием Христа (в сегменте в правом верхнем углу).
Святыня Свято-Никольского храма: мощи Преподобноисповедника Гавриила, архимандрита Мелеесского
Святыни Георгиевского храма: чтимый список иконы Божией Матери «Скоропослушница», икона с частицей мощей прп. Саввы Сторожевского.
Настоятелю храма св. Дмитрия Солунского (расположен в селе Новая Малыкла) переданы в дар частицы мощей апостола Симона Кананита от Свято-Иоанно-Богословского Саранского Макарьевского мужского монастыря.
Также, в храме находятся икона с частицей мощей святителя Игнатия Брянчанинова и икона с частицей мощей святого преподобноисповедника Гавриила Мелекесского.
В храме в честь Святого Андрея Блаженного Симбирского Чудотворца (расположен в посёлке Силикатный Сенгилеевского района Ульяновской области) находится икона в честь Святого Андрея Блаженного Симбирского Чудотворца и частица мощей Святого Андрея Блаженного.
Источник в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы находится за с.Тушна Сенгилеевского района в небольшом овраге, посреди сельскохозяйственных полей. В роднике явлена икона св. Параскевы.
3. Святые люди земли Мелекесской
Единая, сплоченная духовная жизнь соделала Древнюю Русь, православие явилось объединяющим фактором, духовные скрепы создали мощную страну.
Издревле было прославление сонма святых угодников. Раскажу о почитаемых святых нашей Мелекесской земли.
Вспомним, что такое святость - высшая ступень духовного развития человека.
Святые - это люди, которые принадлежат истинной Церкви Христовой, служат Богу и ближним, они еще при жизни посредством духовных подвигов и соблюдением евангельских заповедей победили страсти и соделались храмом Духа Святого: "Ибо вы - храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2Кор.6:16).
Духовный человек старается жить по внушению Духа Святого, а не по своему человеческому мудрованию. Благодаря заложенному образу Божию, человек стремится подняться над материей и стать на службу возвышенному. "l'homme depasse infiniment l'homme" ("человек бесконечно превосходит человека") Человек всегда на пути к бесконечной полноте.
Святые даже при малых дарованиях достигали высоты богопознания и, ведомые Духом Святым, становились образцами целомудрия и смирения, олицетворением совершенства и подобия Божия.
Святые были такими же людьми, как и мы. Они испытывали такие же чувства и искушения. Святость – сияние чистого сердца, стяжавшего благодать Святого Духа, которая просвещает душу, это спасительная сила, которая созидает в людях духовную жизнь, внутренне укрепляет и очищает от всякой скверны, согревает душу духовным теплом, и стяжание ее насыщает и радует сердце. Благодать приносит подлинную радость, счастье и свет. Сам Спаситель, преобразившись на горе Фавор, явил Свою Божественную славу: «И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17: 2). К этому небесному, Божественному свету приобщился и каждый святой, так что общение со святыми доставляло приходившим к ним людям духовное тепло, а Бог даровал им силы помогать страждущим.
Святые увидели замысел Божий о себе и воплотили его в своей жизни, откликнулись своей любовью на любовь Божию, явив Ему верность из глубины сердца.
Мы чтим память прославленных в нашей Мелекесской земле святых.
Священномученик Амфилохий (Скворцов), епископ Мелекесский. Младший из 11 детей в семье псаломщика Якова Васильевича Скворцова. Окончил Чебоксарское духовное училище, Казанскую духовную семинарию, Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы: «Религиозно-нравственные переводы на калмыцкий язык как средства миссионерского воздействия»; удостоена премии митрополита Иосифа).
Обратил в православие троих китайцев. Был известен как талантливый проповедник и миссионер, вёл борьбу против обновлечества, за что в 1926г был арестован и находился в тюрьме в Красноярске, затем был приговорен к трём годам заключения в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН).
В 1928г назначен епископом Мелекесским, викарием Самарской епархии. Во время личной встречи предложил Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) поминать власти по следующей формуле: «Еще? молимся о стране нашей и о властех ея, да обратит Господь их к истинному познанию святыя веры и обратит их на путь покаяния». Такая позиция была неприемлема ни для большевиков, ни для владыки Сергия, после чего епископ Амфилохий был уволен на покой.
Получив увольнение, епископ Амфилохий в июле 1928 года прибыл в село Анжуль Таштыпского района Хакасии, где в то время жили монахини небольшого Матурского женского монастыря, закрытого в 1926 году, Матурского женского монастыря. Возглавил образовавшийся в селе небольшой монастырь, служил в домашней церкви, вёл с монахинями беседы на религиозные темы и о современном положении церкви.
В апреле 1931 году был арестован вместе со священником и монахинями и заключён в тюрьму при Минусинской исправительно-трудовой колонии. Обвинён в создании нелегального монастыря и в том, что местные крестьяне под влиянием религиозной агитации отказались вступать в колхозы, выполнить задание по лесозаготовкам и сенозаготовкам. На допросе заявил: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю. Объясняю, что агитации не проводил, но не отрицаю, что я выражаю несочувствие к Советской власти».
16 ноября 1931 году был приговорен к пяти годам заключения
28 апреля 1933 арестован в лагере по обвинению в контрреволюционной деятельности, в организации антисоветской группы и в намерении бежать из лагеря. На допросе показал: «Ранее при допросах я утверждал, что являюсь противником советской власти, и существующий строй моим убеждениям и идеям враждебен. Сейчас я снова заявляю, что советской власти и её укладу я желаю падения, в этом нахожу возможность восстановления правильной духовной жизни народа. Эти взгляды я высказывал своим духовным единомышленникам, бывшим вместе со мною в лагере. Влияние на лагерников я оказывал исключительно духовного характера, внушая лагерникам религиозное настроение — быть в личной лагерной жизни терпеливым, не роптать, быть покорными своей судьбе, усматривая во всем волю Божию».
После окончания срока заключения в апреле 1937 года освобождён не был. 4 июня против него было возбуждено новое уголовное дело по обвинению в антисоветской агитации, причём причины этого были сформулированы следующим образом: «Учитывая, что у Скворцова кончается срок наказания и он из лагеря подлежит освобождению и что, будучи на воле, снова будет проводить контрреволюционную деятельность, заключенного Скворцова из лагеря не освобождать и немедленно приступить к следствию по его делу, предъявив ему обвинение».
Как и ранее, виновным себя не признал. В поисках улик следствие обратило внимание даже на то, что епископ хранил у себя деревянные дубовые дощечки, изъятые при обыске. Владыка показал, что «по освобождении из лагеря я хотел из этих дубовых плашек делать крестики и в трудный момент мог бы дать нуждающимся в них», после чего его обвинили в том, что по освобождении из лагеря он хотел «нелегально распространять крестики, этим существовать и нелегально вести религиозную пропаганду». Отверг и это обвинение.
20 сентября года Тройка УНКВД по Западно-Сибирскому краю приговорила владыку к расстрелу. Был расстрелян 1 октября того же года.
В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской православной церкви заграницей канонизирован в лике исповедника со включением Собор новомучеников и исповедников Российских (без установления отдельного дня памяти).
В августе 2000 года причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви для общецерковного почитания.
Священномученик Аркадий (Ершов), архиепископ Мелекесский. Родился в семье священника в Пермской губернии. Окончил Пермскую духовную семинарию. В 1902 рукоположен в сан священника.
С 30 сентября 1935 года — архиепископ Мелекесский, управляющий Ульяновской епархией.
29 сентября 1935 года был арестован, приговорён к пяти годам лишения свободы и этапирован в Сибирь.
22 октября 1935 года уволен на покой.
В 1937 арестован в лагере по обвинению в принадлежности к контрреволюционной группе, состоявшей из епископов и священников, которые якобы вели среди заключённых антисоветскую агитацию. Виновным себя не признал. Тройка УНКВД по Кемеровской области своим постановлением от 28 октября 1937 приговорила его к расстрелу. Был расстрелян 3 ноября 1937 в лагере недалеко от Кемерово.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.
Николай (Покровский) Горюшкинский
родился в 1864 г. в семье священника. После окончания в 1889 г. Симбирской Духовной семинарии служил псаломщиком
С 1895 по 1908 гг. батюшка служил в Благовещенском женском монастыре с. Кашпир Сызранского уезда. Во время голода 1907 г. о. Николай организовал сбор хлеба для голодающих, за что ему была объявлена благодарность вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны. В 1908 г.
о. Николай прибыл на последнее место своего пастырского служения – в с. Горюшки Сенгилеевского уезда.
Что происходило после революции 1917 г. поясняет церковная летопись, которую вел батюшка: «На местной жизни революция отобразилась неблагоприятно. Увлекшись свободой, народ в большинстве – не понял ее истинного смысла, и во всех своих мыслях, желаниях и действиях стал руководствоваться полнейшим своеволием и самоуправством, не считаясь с интересами ближнего… От многих слышатся возгласы: «Лучше бы умереть, чем переживать такую тяготу»… становится жутко от все усиливающихся нестроений…».
В 1919 г. большевики приступили к храму. Летопись, которую вел тесть о. Николая, престарелый священник Иаков Киятский,отмечает, что в конце февраля 1919 г. «в народе произошла тревога.Встревожилась чуть ли не вся Симбирская губерния.
В то же время карательный отряд прибыл и в Горюшку. Этим моментом воспользовались горюшкинские коммунисты, издавна ненавидевшие священника Покровского. Они всю вину восстания взвалили на него. 4-го числа на 5-е марта его арестовали, заключили в арестантскую, находящуюся в селе при волости. Все это делалось поздно вечером, таясь от жителей. Ночью осудили его на смерть расстрелом, и к утру его не стало. Отпеть умершего, с подобающею ему честью, дозволили, но в церковной ограде схоронить не допустили».
В ночь с 17 на 18 марта 1919 г. о. Николай был арестован и приговорен к расстрелу волостным военно-революционным комитетом «за подстрекательство и контрреволюционную напутственную проповедь перед восставшими». В тот же день он был расстрелян, а 19 марта 1919 г. (н. ст.) мученик за Христа был похоронен на приходском кладбище.
Преподобноисповедник Гавриил, архимандрит Мелекесский.
Родился 23 мая 1888 года в деревне Самодуровка Пензенской губернии в семье крестьянина Ивана Игошкина. Во святом крещении младенцу нарекли имя Иоанн. Родители его отличались богобоязненностью и простотой и воспитали сына в заветах строгого благочестия, и посеянное семя принесло добрый плод.
Иоанн полюбил храм Божий, в свободное от учебы время посещал его, а дома все свободное время посвящал чтению духовных книг и молитве.
Еще будучи отроком, Иоанн обнаружил склонность к подвижничеству, с годами его ревность к благочестию возрастала все более и более. Закончив учебу, он решил оставить мир с его соблазнами и ушел 12 ноября 1903 года в монастырь Жадовская пустынь Корсунского уезда Симбирской губернии.
В январе 1921 был рукоположен во диакона к Свято-Троицкой церкви города Покровска, а в 1922 году — во священника к тому же храме. В 1922 году архиепископа Уральского Тихона (Оболенского) переводят в Москву, и он забирает с собой священника Иоанна.
С 1922 года отец Иоанн служил вторым священником Покровского храма Марфо-Мариинской обители сестер милосердия,
В 1929 году отец Иоанн принял монашеский постриг в Московском Богоявленском монастыре с именем Гавриил. В 1930 году иеромонах Гавриил был возведен в сан игумена. В 1934 году игумен Гавриил был возведен в сан архимандрита.
Первый раз отца Гавриила арестовали 14 апреля 1931.
Отец Гавриил во время пребывания в лагерях претерпел много издевательств.
Везде старался он выполнять свой пастырский долг, окормляя верующих.
В1946 года и немного поправив свое здоровье, обратился с прошением о принятии в клир к епископу Ульяновскому и Мелекесскому Софронию (Иванцову), который назначил его настоятелем церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» города Ульяновска.
Архимандриту Гавриилу была присуща любовь к богослужению, благоговейная строгость в исполнении церковного устава. Божественную литургию он совершал с особым духовным подъемом, со слезами молясь за прихожан. Неотъемлемой частью богослужения считал проповедь. Говорил он проникновенно и убедительно. Поучения его были глубоки по смыслу и вместе с тем доступны пониманию молящихся.
Власти, видя, каким он стал пользоваться авторитетом и уважением, решили отказать ему в прописке, и он был переведен настоятелем Никольской церкви в город Мелекесс.
С началом служения отца Гавриила в Никольской церкви духовная жизнь прихожан оживилась. В воскресные и праздничные дни стали проводиться духовные беседы, на которых толковались прочитанные во время литургии главы из Евангелия, изучались молитвы.
Отец Гавриил, добрый и снисходительный к другим, сам вел строгую монашескую жизнь, имел всецелое послушание своим архипастырям и искренне любил их.
Архимандрит Гавриил был необычайно строг к себе, а также к церковному причту, не терпел пьянства и безнравственности. Не всем это нравилось.
Регент хора написал очередной донос, и 8 июня 1949 года отец Гавриил был арестован сотрудниками государственной безопасности во время богослужения.
Архимандрита Гавриила обвинили в том, что он является враждебно настроенным к политике коммунистической партии и советского правительства, среди верующих на протяжении ряда лет проводит антисоветскую пропаганду.
29 декабря 1949 года областной суд приговорил его к 10 годам лишения свободы. В лагере в Кемеровской обл отец Гавриил продолжал свое пастырское служение: вел беседы с заключенными, исповедовал, отпевал умерших. Все это запрещалось лагерным начальством, и за нарушение полагался карцер, поэтому богослужения совершались в строжайшей тайне.
Отец Гавриил оставил большое духовное наследие — это и проповеди, и многочисленные письма, и повести.
1954 года состоялось заседание Кемеровского областного суда, на котором было вынесено определение о досрочном освобождении отца Гавриила по болезни, и он был освобожден из-под стражи 23 октября, отбыв половину срока.
Находясь вдали от духовных чад, архимандрит Гавриил поддерживал их молитвенно, не оставлял без пастырского попечения, хотя сам находился в несравненно более тяжелом положении. Он постоянно присылал в своих письмах наставления и проповеди. Свои письма он начинал, испрашивая милость, мир и благословение на всех словами: «Возлюбленные о Господе чада, боголюбивые братия и сестры!.. Возлюбленные чада, не меняйте свои сокровища духовные на страсти и пороки, делами милосердия отправляйте их в страну вечности, там они будут вашим богатством духовным. Украшайте свои души добрыми делами, чтобы быть достойными Небесного Жениха Иисуса Христа. Тогда, как отправитесь в путь и пришедше в страну вечной жизни, услышите от Него радостный призыв: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное от создания мира». Он призывал хранить верность Богу во всех обстоятельствах жизни.
Трижды судимый, отец Гавриил пробыл в лагерях в общей сложности семнадцать с половиной лет, но никогда не жаловался на ужасы лагерной жизни. О себе он почти ничего не говорил, хотя все знали, какая судьба выпала на его долю, а он все это воспринимал как испытание его в вере и любви к Богу. Только говорил: «На все воля Господня. Слава Богу за все!» Он непоколебимо верил в благой Промысел Божий о каждом человеке, в Покров Царицы Небесной над каждым из нас, безропотно и мужественно переносил страдания все долгие годы заключения. Он говорил: «Я рад, что Господь сподобил меня пострадать вместе с моим народом и потерпеть сполна все скорби, которые не единожды выпали на долю православных; испытания посылаются человеку от Бога и необходимы для его очищения и освящения».
После освобождения из лагеря архимандрит Гавриил вернулся в Мелекесс.
Пастырь, которому было свойственно полное самоотвержение ради ближнего, безграничная любовь к несчастным, больным, душевно и телесно страждущим, не знал покоя ни днем ни ночью и еще при жизни был прославлен Богом даром прозорливости и исцеления.
Годы земной жизни старца завершались. Душа его постоянно пребывала в молитве, в ней он черпал силы. Он благодарил Бога за все полученные от Него милости, оплакивал все свои прегрешения, готовился к переходу в горний мир. До последнего часа были вокруг него его чада. За три дня до смерти он видел необыкновенный свет и в нем Господа и разговаривал с Ним.
Отошел ко Господу архимандрит Гавриил в воскресенье 18 октября 1959 г
В 2000 году на юбилейном Архиерейском Соборе архимандрит Гавриил (в миру Иван Иванович Игошкин) был включён в святой сонм новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за Православную веру. Этот угодник Божий много лет провёл в заточении за своё исповедание веры, испытав все ужасы и мучения тюрем и лагерей. До самой своей кончины в 1959 году иже во святых отец наш Гавриил являл собой пример истинного пастыря стада Христова, был любящим отцом духовным и попечителем о Церкви Божией.
5 (18) октября 2000 года состоялось обретение мощей, которые были перенесены в Никольский храм города Димитровграда.
В 2015г. рачением настоятеля храма иеромонаха Прокла (Бойко) и благодаря благодеянию Алексея Николаевича Батракова, ко дню празднования 15-летия канонизации и обретения мощей Св. Гавриила – была изготовлена новая золоченая рака для его святых мощей.
29 августа 2021, в связи с ремонтными работами в Никольском храме, мощи были пренесены в Кафедральный Преображенский Собор.
Не стоит село без праведника. И если наш край еще существует, то значит в нем живут праведные люди, ради которых Господь хранит нашу местность. Возможно, среди них есть будущие прославленные святые. Нужно изучать и знать истории святости в своей земле, хранить духовное наследие. Краеведение – это смыслы. Духовная связь с прошлым - фундамент для построения будущего.
4. Построение Умной цивилизации в Мелекесской епархии
На берегу Старомайнского залива на территории Мелекесской и Чердаклинской епархии расположен эко-парк «Русский Берег», по благословению Митрополита Симбирского Прокла (Хазова), созданный бизнесменом, социальным предпринимателем, генеральным директором «Центра гуманистической экологии и культуры» Сергеем Лаковским.
12 февраля 2021г Председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным было подписано Распоряжение о создании нового населенного пункта в Старомайнском районе - села Успенское. Это проект международной IT долины, город будущего – Футурополис.
4 марта 2021г глава правительства Ульяновкой области Александр Смекалин провел встречу рабочей группы, в задачи которой входит “наполнение проекта инфраструктурными решениями, территориальным планированием и смысловым содержанием”.
Проект инициировали делегаты съезда молодых лидеров стран БРИКС, высказавшие мысль о том, что центры развития информационных технологий должны развиваться в гармонии с природой. Проект позиционируют, как новую модель среды обитания и жизнедеятельности человека, а также альтернативу существующим городским и сельским форматам. Это образ будущего из синтеза ценностей, природы и технологий.
Церемония закладки нового града прошла по православной традиции, с молебном, который я возглавил.
По сути, это будет полноценный населенный пункт нового типа с собственной философией. При разработке проекта использовался опыт по развитию инновационных пространств в других странах — кампус Эйндховена (Eindhoven) в Нидерландах, кластер Лёвена (Leuven) в Бельгии, технологический парк София-антиполис (Sophia Antipolis) во Франции.
Умный город-парк Успенское – инструмент формирования и продвижения образа будущего. Модель города является антропоцентричной, служит решению как производственных, так и рекреационных задач. Это продвижение России как полюса смысла, страны-носительницы передового мировоззрения третьего тысячелетия. Новая модель образа жизни, среда инновационного развития, социального комфорта, экологической безопасности, возрождения традиций духовной и культурной жизни.
На территории будущего Футурополиса расположен храм «Успения Пресвятой Богородицы», который в 2007 году был построен на месте некогда существовавшего Успенского женского монастыря.
30 августа 2021 в с.Успенское прошли II Успенские чтения: «Умное развитие: ценности, экология, технологии». Успенские чтения проводятся ежегодно при участии религиозных деятелей и светских философов, учёных и экспертов сферы естественных и гуманитарных наук. Мелекесская епархия приняла деятельное участие в мероприятии.
Я представил масштабный доклад на тему «IT и Духовность: мировая цифровизация - время всемирной проповеди». В докладе были затронуты важные и актуальные темы мировых вызовов, концептуальные аспекты современных доктрин цифровизации, а также озвучен ряд предложений для реализации в Футурополисе. Большое внимание было уделено концепции духа и важности создания сильного православного духовного ядра как фундамента будущего Футурополиса, главного смыслового наполнения и вектора.
На территории с.Успенское есть также и свои святыни. Одна из них – это великолепная скульптура пресвятой Троицы, созданная скульптором Сергеем Михайловичем Сорокиным в 2018г. Торжественное освящение состоялось в Духов день 8 июня 2020г
Также, в дар храму были переданы фрагмент ткани Вуали (Покрова) Божией Матери и фрагмент пояса Божией Матери. Реликвии происходят из западноевропейского реликвария, прошедшего искусствоведческую экспертизу, вскрытого протоиереем Аркадием Штейнбергом, клириком Московской епархии.
От нашей Мелекесской и Чердаклинской епархии была специально к Успенским чтениям написана и передана в храм икона Софии Премудрости Божией, новгородского извода.
Заключение
Важно удерживать христианское мировоззрение, Дух Божий, составляющий ядро умной цивилизации, ведь Умная цивилизация может быть только христианской. А начинается всё с краеведения родной земли.
Поэтому важно интеллектуальное и богословское осмысление современных вызовов, а также популяризация умного и сбалансированного развития личности и общества на основе традиционных духовных ценностей, экологической культуры и потенциала экономики знаний.
Результатом подобной работы будет являться создание постоянной серии научно-популярных печатных, аудио и видео материалов, посвященных философии умного развития на основе интеллектуального научно-философского осмысления и богословского наследия традиционных религиозных общин, что внесет свой вклад в архив нашего края.