Почему Успение Богородицы это Праздник?
28 августа, (15 августа по старому стилю) Русская Православная Церковь отмечает великий Праздник, Успения Владычицы Пресвятой нашей Богородицы и приснодевы Марии.
Для людей не ведающих евангельского благовестия, находящихся вне духовной и церковной жизни праздничное отмечание смерти Пречистой Девы является абсолютно непонятным.
Точно также, как непонятно для нехристиан почитание Церковью честного Креста Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Крест является орудием страшной казни и с обывательской точки зрения, какие здесь могут быть поводы для радости и почитания?
Помните, что отвечал Иисус Пилату? “Царство Мое не от мира сего” Ин. 17:33. И учение Церкви не от мира сего. Многое в нем является абсолютным парадоксом для обывательской светской логики.
Праздник Успения в Православной Церкви появился сравнительно позднее других великих церковных торжеств. Вообще, Богородичные праздники имеют более позднее происхождение. Первое упоминание о празднике Успения Пресвятой Богородицы относится к VI веку. В чём же тут причина?
С самых ранних христианских времен, по мере распространения Христианского учения появляются первые еретические искажения. Характерным признаком многих ересей является неадекватное отношение к матери Христа. Великий вселенский учитель Церкви Божией Григорий Богослов еще в IV веке в своём третьем послании к пресвитеру Кледонию, против учения Аполлинария пишет, "если кто не признаёт Марию Богородицею, то он отлучен от Божества".
Можно так сказать, что отношение человека к Божьей Матери является неким духовным индикатором свидетельствующим о православности его вероубеждений. Так например, последователи ересиарха Нестория, ратовали за упразднение термина Богородица, в замен ему вводя в церковный обиход термин человекородица.
Или же напротив, в Католическом богословии запада - культ почитания Девы Марии выливается в никак не соотносящиеся с православным учением догматы. Такие как, догмат о вознесение Богородицы и Её коронации, догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Кроме того, в современной сектантской среде существуют религиозные культы обожествляющие Богородицу.
В VI веке, реагируя на распространение еретических учений, Православная Церковь восточной Римской империи утверждает богородичный праздник Успения, который позднее входит в прочный обиход и западной римской церкви.
Что же нам известно об успении Девы Марии?
Тексты Священного Писания имеют очень мало описаний Пречистой Девы. Но это вовсе не означает, что Пресвятая Богородица имеет второстепенное отношение к Евангельским событиям. Предание Церкви сохранило свидетельство о выдающемся смирении и кротости Девы Марии. Находясь в общении с апостолами, вероятно Божья Матерь сама настояла на том, чтобы упоминания о ней в священном писании сводились к минимуму. Но церковное учение зиждется ни на одном лишь Священном Писании.
Известно, что после распятия Спасителя Богородица жила в Иерусалиме в доме родителей апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Она ежедневно ходила на Голгофу и ко Гробу Господню, где совершала молитву. Во времена очередных Иерусалимских гонений Пречистая Дева вместе с Иоанном Богословом перебралась в город Эфес. Здесь она прожила несколько лет и затем снова вернулась в Иерусалим. Наравне с апостолами она проповедовал Евангелие, исцеляя больных и заботилась о новопросвещенных христианах. Вся ее жизнь сама по себе была примером и утверждением истинности пути ко Христу.
Пречистая Дева Мария спокойно и даже с радостью ожидала скончания своих земных дней – ведь Она прекрасно знала, на Небе, в Вечности встретит Своего Сына и Своего Бога. Святитель Димитрий Ростовский пишет: «Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, – Сам Царь славы, Христос, со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери».
Апогеем дела спасения человеческого рода от участи вечной смерти является крестная жертва Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Множество раз увещевал своих учеников Христос, "Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет." Мф 17:22-23. Добровольно ступает Cпаситель на путь крестных страданий, добровольно до самой смерти претерпевает мучения. Жизнь Cвою отдавая за весь мучимый грехом и смертью человеческий род.
Смертью Своей побеждая смерть плоти. Плотию же воскресая в вечную жизнь и славу. Смерти более не существует! Истина эта известна каждому христианину. И конечно же была она известна и Пречистой Деве и Апостолам. Христос говорит, "Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день." Ин 6:40.
А потому и нет никакой смерти для Пресвятой Пречистой Девы, есть лишь переход из временной жизни в вечную. И радость этого спасения, переход этот доступен не только Матери Христовой, но каждому христианину. Об этом мы свидетельствуем, этому мы радуемся! Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала!
Иерей Виктор Дрянцов