Журнал "Доброе Слово". Спецвыпуск 2023
16 декабря 2023 - 3:00вечера
По благословению Преосвященного Диодора епископа Мелекесского и Чердаклинского, вышел спецвыпуск журнала "Доброе Слово".
Труд иерея Федора Калинина - клирика Мелекесской епархии, штатного священника Никольского храма г. Димитровграда, выпускника Пензенской Православной Духовной Семинарии.
"История, аскетические и богословские темы филокалийного возрождения на рубеже 18-19 вв. на Афоне, Греции и славянских странах. (Переводы оригинальных сочинений и исследовательских работ с греческого, французского и славянского языков и их публикации)".
"Движение колливадов, преп. Паисий Величковский с учениками, свт. Макарий Коринфский и преп. Никодим Святогорец и их последователи".
Читать электронную версию журнала можно по ссылке:
электронная версия журнала "Доброе слово"
Сборник, предлагаемый читателю, посвящен изучению истории и темам «филокалийного возрождения» в славянских странах и Православии в целом, начало которому положило колливадское движение ХVIII-ХIХ вв. на Святой Горе Афон. Идеи «филокалийного возрождения» в своих истоках восходят к «Добротолюбию» («Филокалии», филокалия – любовь к прекрасному) – классическому монашескому сборнику аскетических текстов IV-XIV вв. о молитве и трезвении, собранных свт. Макарием Коринфским совместно с преп. Никодимом Святогорцем. В настоящем издании развивается мысль о том, что сочинения преп. Никодима Святогорца «Исповедание веры» и «Новая Лествица» продолжают начатое «Добротолюбием» и «Евергетином» обновление духовной и монашеской жизни на твердом фундаменте святоотеческого и Церковного Предания. В этом своем утверждении авторы сборника базируются на богословской позиции митрополита Амфилохия (Радовича), который писал в 1984 году: «Нет никакого сомнения, что Добротолюбие, как «обожения орган (инструмент)», как справедливо назвал его преподобный Никодим Святогорец, является корнем и подлинным непосредственным или косвенным источником почти всех настоящих духовных всплесков и богословских течений в Православии с конца XVIII века до сего дня». В центре внимания находится вопрос о связи колливадских идей с мистико-аскетическим Преданием Церкви, а также с Евхаристической экклезиологией и формами осознанного участия христиан в Евхаристии. В работах сборника обосновывается мысль о том, что вопросы, волновавшие афонитов в колливадском движении и лучших представителей славянского монашества в лице преп. Паисия Величковского и его учеников, волнуют и современных христиан. К таким вопросам, актуальным для православной мысли нашего времени, относится вопрос о глубинных смыслах Богослужения и, в первую очередь, Святой Евхаристии, а также вопрос о путях созидания и преображения церковного прихода в евхаристическую общину как малой Церкви. И, наконец, самый широкий вопрос, занимающий умы и сердца христиан нашего времени, касается путей осуществления Евхаристического возрождения в церковной жизни в наши дни, поднятого в свое время колливадским движением на Афоне. В настоящем издании также развивается мысль о необходимости укоренения в современной церковной жизни идей «филокалии» как основы воспитания христианина, и, в первую очередь, монаха, всецело посвятившего себя послушанию, трезвению, молитве, и, в особенности, молитве Иисусовой, – ради усвоения жизни во Христе, что достигается в духовной жизни через мистико-аскетическую практику Богообщения и сознательное участие в Евхаристическом собрании и Евхаристии. Раскрывается положение о том, что тематика колливадских сочинений входит в круг основ монашеской и общей педагогики, основывающейся на принципах святоотеческого Предания. Так, отмечается, что подобно тому, как христианское воспитание детей, по слову преп. Феофана Затворника, базируется на двух моментах – частом Причащении и послушании родителям, так и для младенцев во Христе частое Причащение и послушание духовным отцам лежит в основе успеха монаха. В греческом предисловии к Добротолюбию преп. Никодим пишет: «Без обожения ума... – не только стать святым, но и спастись человек не может. О чем и слышать страшно, по речению богомудрых мужей, спасение и обожение тождественны». Среди важнейших ориентиров, о которых согласно свидетельствует все святоотеческое наследие, является мысль о призвании человека во Христе – «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом», поэтому теме «обожения» как главной цели христианской жизни, теме, которая является лейтмотивом всего корпуса текстов «Добротолюбия», посвящена небольшая статья о догматическом смысле Вознесения Господня. В сборнике убедительно обосновывается мысль о том, что принципы и цели филокалийного движения представляют в наши дни не только чисто научный интерес. Они актуальны в любых исторических условиях. Ведь, по слову апостола Павла, «Иисус Христос вчера и днесь тот же и во веки» (Евр 13. 8). Но особо важное значение, как это показано, принципы и цели филокалийного движения имеют для Русской Православной Церкви, пережившей 70-летнее коммунистическое пленение, с обновленчеством и модернизмом, с подчинением церковной жизни безбожной власти, уничтожением приходов и монастырей, разгромом монашества, с массовыми гонениями на духовенство и мирян, разрушавшими живое церковное предание. Новизна данного сборника и его несомненное достоинство состоит во введении в научный оборот авторитетнейших колливадских сочинений, прежде недоступных читателям на русском языке. Такие сочинения могут стать основанием для дальнейших исследований в области истории и идей колливадского движения и филокалийного обновления, а также могут послужить основанием для практики духовной жизни монаха и мирянина в XXI веке, – указанием на цели и средства осознанного подвига христианской жизни и сознательного участия в богослужении и Евхаристии. Публикуемые сочинения колливадов вместе с комментариями к ним могут быть использованы в качестве литературных источников Церковного Предания, дополнительной литературы в курсах по истории Церкви, истории развития христианского вероучения, а также в качестве оснований в догматических спорах (глава «О Таинстве Божественной Евхаристии» в «Исповедании веры» преп. Никодима) по вопросам литургики и ее истории, по основам христианской аскетики, монашеской педагогике и других.
+Диодор,
епископ Мелекесский и Чердаклинский