Не хочу учиться, хочу креститься, или какая разница: проходить ли предкрещальные беседы или нет?
СПРАВКА: Несколько лет назад решением Священного Синода Русской Православной Церкви были утверждено повсеместное проведение огласительных (предкрещальных) бесед. Эта практика является древней христианской нормой, которая предполагала стремление нового члена общины, желающего принять Святое Крещение, больше узнать о той вере, что он хочет принять. В древности Крещения совершались не так часто - один-два раза в год, чаще это происходило перед празднованием Пасхи Божией Спасительной. Пройдя определенный искус, длившийся порой очень продолжительное время, люди, желающие принять Крещение, вступали в период предпасхального поста. Позже, а знак солидарности с ними, стали поститься и все христиане. Так возник Великий пост, который мы имеем сейчас. Сегодня Церковь не требует от своих новых членов чего-то из ряда вон выходящего, но предписывает для каждого человека, не являющего постоянным прихожанином какого-то конкретного храма, но хотящего самому покреститься в зрелом возрасте либо покрестить своих детей, принять участие в предкрещальных беседах. В г. Димитровграде и на территории всей Мелекесской епархии таких бесед проводится две. После человек может приступить к Таинству Святого Крещения.
Однако, уже не впервые приходится слышать, как чьи-то друзья или родственники крестят своих новорожденных младенцев в храмах, где неправомерно отсутствует практика проведения предкрещальных бесед, мотивируя это соображениями комфорта: «Мне некогда участвовать в беседах. Да и вообще какая разница? Меня тонкости вероучения не интересуют».
Это является крайне печальной симптоматикой духовного состояния нашего народа. Мне еще более-менее с каким-то скрипом понятна логика ярых атеистов или противников Церкви. Да, она с Богом и религией ничего общего не имеет, но у человека хотя бы существует мнение на этот счет, основанное на каких-то убеждениях. Кто знает, может, это тот, кто в Апокалипсисе св. апостола Иоанна Богослова назван холодным (Откр. 3:15–16). Гораздо большее недоумение и расстройство вызывают те, кому все равно.
Люди неделями могут выбирать себе новый гаджет, тратя на это львиную долю свободного времени, а когда речь заходит о вере, то картина диаметрально меняется. «Церковь совершенно неинтересна и скучна, будь-то исполнители предписания Священноначалия Русской Церкви либо те, кто по каким-то своим причинам считает для себя возможным уклониться от реализации данного правила. Выглядит одинаково? Одинаково. Православные? Да. Крестят, венчают, воду на Крещение святят? Да. Ну, так какая разница? Мне не надо разбираться в этих тонкостях, мне вообще, если честно, о Церкви не очень-то интересно, мне ребенка покрестить надо. У вас же крестят, да?»
Но ведь, наверное, все-таки разница есть. Хотя ответ на это, скорее всего, будет получен простой: все-то эти попы чепухой занимаются, понапридумывали. Почитать литературу по теме, ознакомиться с аргументацией считается, по-видимому, излишним. Фотографии с Венчания всё равно будут красивыми. Как это воспринимать? Что это? Приобретение услуги? Что-то вроде: меня не интересует, что происходит без меня в парикмахерской, я просто прихожу туда по мере необходимости постричься. Похоже? И да, и нет. К выбору парикмахерской люди все-таки часто более ответственно подходят.
Что еще поразительно – люди ругают зажравшихся попов и этим оправдывают свою духовную лень. Мол, Церковь ваша – это бизнес-структура. Ходить туда не буду, Бога там давно нет. При этом эти же люди исправно стремятся освящать куличи, вербочки, воду на Крещение и, если случится рождение ребенка, свадьба или похороны, не гнушаются и соответствующими Таинствами. Получается, что за Церковью все-таки признаются право и власть совершать Таинства и прочие священнодейства. Теми же самыми "беспутными" священниками. Так вот, это очевидное противоречие никого не смущает. Но ведь если в Церкви благодати нет, то ходить туда бессмысленно. Если же я ее там все-таки получаю, несмотря на мое недоверие к священнослужителям, то, может быть, там еще что-то важное происходит в промежутках между моими посещениями?
Грустно, но участие в Таинствах Церкви уже давно не предполагает веры. Для одних это колоритный обычай и повод сделать кучу красочных фото для Instagram. Для других – магическое «на всякий случай», хуже-то точно не будет, а так – какая-никакая защита. С некоторыми и вовсе непонятно. Люди вроде бы и чувствуют зов Бога: мне думается, раз они вообще пришли, значит, что-то все-таки внутри отзывается. Но дальше этого, к сожалению, мало кто готов идти. Мне одна женщина так и сказала: «Я верю, что там что-то есть. Больше меня ничего не интересует, я ничего не хочу об этом знать. Мне так проще жить». Что ж, это хотя бы честно. В отличие от переведения стрелок на плохих священников и хамящих бабок.
Христос говорит: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). «Обратитесь» можно еще перевести как «поверните в противоположную сторону». С возрастом люди теряют способность и желание учиться. То, чем в избытке обладают дети. Этому способствуют и сложившиеся в обществе правила: сначала ты учишься в школе, потом в вузе, затем идешь работать. Формируется такая подсознательная установка, что учится человек только в детстве и юности, а потом профессиональную квалификацию повышает. В остальном он, как правило, считает, что уже знает все, что необходимо. От этого, видимо, и нежелание разбираться в вещах, которые не вписываются в уже сложившуюся картину мира. Кроме того, будучи школьниками или студентами, мы понимали и принимали ограниченность своих знаний, что крайне редко наблюдается у взрослых. Мы уже чаще «знаем», как надо, не готовы идти на уступки и признавать свою неправоту.
На самом же деле человек призван учиться всю жизнь. Свт. Тихон Задонский писал: «Самая истинная цель сей конечной (земной) жизни есть научиться жизни бесконечной». А для этого нужны детский задор и любознательность. Это же так интересно разобраться во всем этом: зачем, как, почему? Откуда я появился? Зачем я живу? Есть ли Бог? Если Он один, то почему столько разных религий? Чем они отличаются? Что будет со мной, когда я умру?
Если же вы уже нашли для себя ответы на эти вопросы, то тем более не останавливайтесь. Далее – не менее интересно: как и когда было написано Евангелие? кто его переводил? что символизирует Малый Вход во время Литургии? кстати, что такое Малый Вход? каким образом Иисус Христос может быть и Богом, и человеком одновременно? почему иконопочитание не является идолопоклонством и т. д. и т. п. Православие – это неисследимая глубина. Главное – не терять этот юношеский пыл, не оставлять первую любовь свою (Откр. 2:4). Ведь когда мы кого-то любим, то хотим знать о предмете своей привязанности абсолютно все; мы становимся ненасытными к любым сведениям о нем. Если же нас что-то мало интересует, значит мы мало любим. А этой категории верующих, как известно, рассчитывать особо не на что (Лк. 7:47). Если же мы будем интересоваться Богом и Его Церковью, то можем иметь надежду, что и Он не перестанет интересоваться нами. Другого пути нет. Хотя можно возложить все упование на строительство нового дома или последнюю модель смартфона. Так тоже многие делают.
Использован материал статьи Екатерины Выхованец