Крестили ли Русь огнем и мечом?
28 июля 2017 - 1:15вечера
Многие из нас еще со школьной скамьи знакомы с этим выражением. Оно так же крепко засело в нашем сознании, как и фраза «Религия – опиум для народа». Однако, в обоих этих случаях, как и во многих им подобных, цитата вырвана из контекста, а смысл написанного либо передан неточно, либо полностью искажен. Если обратиться к известнейшей фразе Карла Маркса и привести ее без сокращений, то обнаружим: «Религия — это сердце бессердечного мира. Религия есть опиум народа». То есть знаменитый немец определяет религию как нечто подающее человеку силы на пути к духовному исцелению, как и болеутоляющее (опиум использовался именно в качестве анестетика) помогает в исцелении физическом.
Возвращаясь к заданной теме, вспомним, откуда же взялась мысль о том, что Русь была крещена таким варварским способом, и было ли это так на самом деле? Обратимся к Повести временных лет, где, в частности, говорится о событии, произошедшем в ту пору в Великом Новгороде: «Путята крестил новгородцев огнем, а Добрыня мечом». Ни Путята, ни Добрыня не были священниками, поэтому в церковном смысле крестить никого не могли. Оба они были должностными лицами княжеской администрации. Поэтому поэтическая идиома, использованная для описания новгородских событий, не может быть понята буквально. Речь шла о достаточно простых вещах: существовало движение новгородской знати, которые желали независимости от тогдашнего великокняженского центра в Киеве. Что же касается принятия Христианства, то следует сказать, что сами новгородцы на тот момент уже были крещены. Поэтому экспедиция, о которой говорит Повесть временных лет, имела не религиозный, но исключительно полицейский характер – подавление восстания. Если бы Русь была крещена огнем и мечом, то в народной, былинной, памяти (а не просто в официальных хрониках) князь Владимир не остался бы с именем Владимир «Красно Солнышко», что говорит о положительном отношении простого народа к своему правителю.
Нередко от оппонентов Православия приходится слышать, что, якобы, и сегодня, как и тогда – во времена Киевской Руси – насильно насаждается Христианская вера, вводятся Основы Православной культуры, все чаще слышен голос Церкви и т.п. Но есть ли реальное принуждение при введении ОПК в школах, делается ли это «огнем и мечом»? Если более подробно изучить данную тему, побывать на местах, увидеть все собственными глазами, то вывод придет сам собой – невероятно мягко вводится этот курс сегодня. Родители могут выбирать то, что считают нужным к изучению своим ребенком, педагоги не имеют права призывать отдать предпочтение тому или иному из предложенных предметов. Если тысячу лет назад было то же самое, если именно так крещен был русский народ, то это свидетельствует о том, что потрясающе демократическим путем появлялось Христианство на Руси.
Уместно будет отметить, что такие понятия как любовь к ближним и дальним, призыв к отказу от греховной жизни, изменение ее, стремление к улучшению себя по христианским заповедям – расценивается некоторыми нетрадиционными конфессиями как «холуйство», «рабское мышление» и т.д. Их представители утверждают, что, подлинные ценности, которые, якобы, могут сделать из нас людей с большой буквы, надо искать в древней дохристианской Руси.
Правда ли это? Давайте попробуем немного вернуться в прошлое и обратить внимание на некоторые особенности древнерусского хозяйства. Возьмем такой среднерусский пейзаж как березовая роща. Очень красиво, очень здорово! Но задумывались ли мы когда-нибудь, что означает эта березовая роща? Дело в том, что береза – это достаточно капризное растение, которое в лесу просто так не растет. Чтобы возникла березовая роща – должен быть пустырь, поле. Историки, археологи прекрасно знают: если это березовая роща (речь о Центральной Руси, в Сибири несколько иная ситуация), значит, там когда-то была пашня, которую потом забросили. Откуда же взялась пашня? Это значит, что здесь некогда велось подсечно-огневое земледелие. Что же там происходило? Приходили люди, у которых была привычка есть хлеб, а значит пахать землю. Они вырубают лес, распахивают участок, несколько лет живут на этом месте. Затем что-то происходит (нападение неприятеля, оскудение почвы и т.д.). И они переходят на другое место. В любом случае мы наблюдаем весьма странную картину. Само подсечно-огневое земледелие означает, что место обитания для этого народа было не родное. Никто не уничтожает ареал своего обитания, среду своей жизни: чукчи, живущие в тундре – тундру не уничтожают, финно-угорские племена, что живут в наших северных лесах – лес не уничтожают. И только славянские племена уничтожали среду своего обитания. Что это означает? Вывод очевиден: это не их родные места. Вероятно, что ранее они жили в более плодородных землях, создали земледельческую цивилизацию и потом были оттуда изгнаны. И с привычкой пахать землю они пришли в ссыльные места – в «Сибирь своего времени», в лесах Восточно-Европейской равнины, где вынуждены были переделать окружающий мир, чтобы сохранить свою культуру. К сожалению, это означает, что это была далеко не могущественная культура. Проще говоря, они были слабаки. Их кто-то выгнал с их родных земель, кто-то оказался гораздо сильнее их. Вот этими слабаками и были жители древней дохристианской Руси.
Но ведь мы знаем великую Россию, Россию от Тихого океана до Балтийского моря. И это Россия, которая была создана православным русским народом, не языческим. Русичи-язычники по лесам прятались… Правда, иногда их подначивали, как старшие школьники младших, на совершение разного рода неблаговидных поступков варяжские гости – а пойдемте на Константинополь сходим, пограбим. Но ведь нет ничего особо славного и героического в грабежах и разбойничьих набегах на небольшие греческие селения. И стоит ли хвастаться «щитом Олега на вратах Царьграда»? Нападать на людей, что далеко от тебя за морем и тебе ничего дурного не сделали – это ли повод для национальной гордости? «Как мы им на огороде помидоры подавили!». Константинополя ведь так и не взяли, но баньки, что называется, пожгли. Это ли национальный героизм?
В завершение хочется подчеркнуть, что русский народ родился под знаменем Христа, под стягом Спаса Нерукотворного. Существовавшие ранее прарусские племена, некоторые из которых даже не были славянами, не имели подобных заслуг. Русская идея, наше национальное самосознание, родились позже, как и русский язык, а впоследствии и огромное государство, контролирующее Евразийский коридор – все это плод христианской страницы в истории нашего народа.
Чтобы двигаться дальше, нам следует помнить об этом. Следует держать в памяти этот главный контекст происходивших в нашем Отечестве исторических процессов. Недаром ведь говорят: без прошлого нет будущего. Это действительно так. И когда сегодня некоторые сообщества, желая «замылить нам глаз» альтернативными историями, предлагают принять непонятно откуда взявшуюся «родную веру в языческих богов», «вернуться к корням» и т.п., мы можем с уверенностью сказать: Православное Христианство – наша родная вера. Ее выбрали наши отцы, деды, прадеды и многие поколения до них. Именно поэтому только Христианство мы можем в подлинном смысле слова назвать родной для нашего народа верой, подарившей нам страну, культуру, создавшей русского человека и оберегающей нас на протяжении вот уже более чем тысячи лет.
Священник Георгий Сухобокий