«На детей льется грязь. Но они чудом Божиим сохраняют стремление к совершенству»
Мордовский епископ — о том, как беречь наших детей от информационных атак
Владыка Климент, епископ Краснослободский и Темниковский, благословил работу над мультфильмом «Дети против волшебников». Создание этого проекта инициировал Благотворительный фонд имени преподобного Сергия Радонежского. В нем идет речь о патриотизме, любви к Родине, но кроме этого — о способности распознавать внедренные под красочной личиной враждебные смыслы, чуждые русскому человеку.
О том, как оградить наших детей от информационных атак и бороться с теми самыми «волшебниками», о которых говорит мультфильм, епископ Климент рассказал «Русской Планете».
— Вы благословили работу по созданию мультфильма, в котором мальчики-суворовцы борются против западного волшебства. Расскажите, почему вы это сделали?
— Причиной было то, что происходит в наших школах. Против детей идет настоящая информационная атака, причем делается это на законных основаниях. Вот, например, вводили в школьную программу предмет «валеология». В его рамках детям, не окрепшим ни физически, ни морально, вдруг предлагалось рассматривать такие вопросы взаимоотношений между мужчиной и женщиной, которые и у взрослых-то людей вызывают смущение, а тут дети! Это было вопиющее безобразие. Или, например, в учебниках 6-го класса по истории было определение еретиков: это те, гласила версия учебника, кто даже до смерти борется за истину, за правду.
Такая ситуация не просто возмущала, а отзывалось болью в сердце. Уверен, что подобное чувство боли и возмущения испытывали все православные люди, кому впрямую доводилось сталкиваться с примерами подобных развращающих уроков, безнравственных программ, растлевающих книг, аморальных передач. Но получалась интересная ситуация: зло налицо, очевидно, а бороться с ним невозможно. Потому что не видно источника зла. Где-то принято решение, кем-то подписаны документы, всё на законных основаниях. Начнёшь возмущаться, призывать к ответственности, требовать запрещения — тебя сразу обвинят в обскурантизме, закричат о «свободе слова», о «правах человека» ну и так далее. Набор приемов, в общем-то, известный, ничего нового, но, к сожалению, эффективный. И тогда родилась идея создать мультфильм, который стал бы неким ориентиром для детей в нашем сознательно искаженном ложной информацией мире. Который прививал бы простые, но вечные ценности: веру, любовь к Отечеству, желание помочь близким, честность. И я с радостью эту идею поддержал.
— Мультфильм по максимуму нагружен смыслами. На ваш взгляд, он сможет заинтересовать детей, которые растут в эпоху упрощения информации и так называемого клипового мышления?
— Мы, взрослые, часто ошибочно думаем, что у нас растет какая-то «оторванная» молодежь, что ей ничего не интересно. В своей епархии мы ведем различные кружки для детей — самых обычных городских детей, которые учатся в обычных школах. Первое, что замечаешь в общении с ними, — они очень любознательны. Они живо всем интересуются, они задают вопросы, надо только найти с ними общий язык. И когда ты находишь его, то видишь, как раскрываются эти дети, и понимаешь, насколько глубоко простираются их интересы. Могут задать такой вопрос, что приходишь в недоуменный восторг и думаешь: «Ну надо же!» И те священники, кто проводит работу с детьми, общается с ними, говорят о том же самом: наши дети, несмотря на всю информационную грязь, в которой их хотят измарать, заставляя мыслить стереотипами, просто чудом Божием сохраняют в себе стремление к совершенству. Нужно только не упустить момент, вовремя помочь им утвердиться в этом их влечении.
А проблема клипового мышления безусловно присутствует, и прежде всего от ужасного качества того контента, который наши дети смотрят. Интернет при всех своих позитивных возможностях, позволяющих знакомиться с разумным, добрым, вечным, тем не менее, наполнен роликами, либо прямо пропагандирующими глупость, зло, разврат, либо низводящими вечные ценности до уровня пошлых анекдотов.
Когда ко мне пришло понимание того, что смотрят наши дети, я ужаснулся! Смотрят в YouTube съемки таких же детей или их родителей, которые снимают то, что видят! Здесь нет ничего, что воспитывало бы, учило чему-нибудь хорошему. С другой стороны, на них валом валятся зарубежные мультфильмы: множество историй, часто бессмысленных или с негативными смыслами, с бездушной красотой, с чужими для нас ценностями — на 95% эти зрелища вредны для души ребенка.
Для людей православных здесь все очевидно: враг рода человеческого, дьявол, использует естественный интерес детей к мультипликационным фильмам, для того чтобы обезобразить их души и заполучить себе новых поклонников.
Надо противостоять врагу его же оружием. Можно и нужно посредством тех же мультфильмов прививать детям евангельские ценности — честность, терпение, выдержку, преданность, жертвенность, взаимопомощь, доброту, прощение. Все эти свойства характера по своей сути — добродетели, а еще Аристотель утверждал, что полнота добродетелей неизменно приводит человека к благу или счастью. Значит, если мы хотим видеть наших детей счастливыми, надо прививать им добродетели. И нет более надежного и быстрого способа этого добиться, чем помочь нашим детям стать религиозными людьми. Вера, в основание которой положено ясное знание Заповедей Божиих, всегда и во все времена давала возможность человеку быстро и безошибочно отличать добро от зла, активно противостоять ложным ценностям, низвергать мнимых кумиров. И, конечно, в этом смысле наш мультфильм «Дети против волшебников» играет важную воспитательную роль.
— Вы говорите о том, что вера позволяет быстро распознавать хорошее и плохое и безошибочно вычленять скрытые враждебные смыслы. На ваш взгляд, какую роль должна занимать вера в воспитании детей?
— Я не мыслю воспитание в семье без веры. У себя в епархии в Кафедральном соборе, обращаясь к прихожанам, я часто задаю вопрос: «Почему места лишения свободы по-прежнему необходимы?» Для нас это очень актуально, потому что на территории нашей епархии 22 колонии, и там отбывают наказание за совершенные преступления 18 тысяч человек, их средний возраст 18–35 лет. И я спрашиваю: «Там сидят чьи-то дети, они же не прилетели из других галактик. Почему это произошло?». Ответ видится мне таким: это произошло, потому что формально мы находимся в православном мире, в православной стране, но насаждают нам и воспитывают наших детей абсолютно вне православия, вне христианских ценностей, вне заповедей Христовых. И получается, что ребенок дезориентирован: в атеистической семье с него требуют одно, в школе другое, а улица предъявляет свои требования.
Когда я смотрю на молодежь, то могу очень легко понять, у кого в семье есть представление о Боге и о вере, а у кого нет. Потому что там, где это представление есть — ребенок более целостен, более подготовлен к жизни, у него уже есть заградительный барьер против того плохого, что может его окружать.
— По вашим наблюдениям, какова динамика прихода в Церковь молодых людей? Можно сказать, что Церковь омолаживается, что молодых в ней становится больше?
— Это хорошо видно по практике наших епархиальных молодежных кружков. Вот, например, я занимаюсь с детьми футболом, к нам из города ходит человек 20. Никто из них раньше не имел представления о том, что такое причастие, служба в храме, но уже где-то через полгода-год все стали причащаться и ходить в храм Божий. Это стоило детям многих трудов, потому что первое, с чем они сталкиваются, — это комплекс «как на меня посмотрят». Возникает некий ложный стыд перед своими одноклассниками, перед сверстниками. Но вот что интересно: та группа, которая начала ходить в храм, три-четыре человека из класса, потом становится закваской для всей классной среды. И те, кто в классе к вере был индифферентен, смотрят на них и приходят тоже — из интереса, за компанию.
Здесь очень важно, конечно, уже со стороны Церкви достойно встречать молодежь и любую паству — сделать так, чтобы встреча эта проходила через призму Любви. Увы, часто этого не хватает в храме — ни со стороны священнослужителя, ни со стороны более опытных прихожан. Вы знаете, большая часть наших прихожанок — это комсомолки 1970-х. И вдруг в какой-то момент они «поняли», что именно они сейчас являются верными хранительницами чистоты православия. И поэтому их обуревают гордыня и ревность, которые сопровождаются грубостью, отсутствием любви к ближнему и нежеланием помочь человеку, который впервые входит в храм, знакомится с церковным миром. Мы пытаемся бороться с этой псевдоревностью: разговариваем, стараемся больше молодых людей ставить на какие-то послушания в храме, разбавляем ими приходскую среду.
— На День Победы в стране вновь прошла акция «Бессмертный полк». На ваш взгляд, она может быть средством борьбы с той информационной атакой на наших детей, о которой мы говорили выше?
— Мы второй год сами принимаем участие в шествии «Бессмертного полка», и я хочу сказать, это очень позитивная идея. Я общался с молодыми людьми, которые шли с нами, и видел: в том, что они вышли на акцию, не было ни грамма формальности и принуждения. И те фотографии, которые они несли, не были обезличены — каждый школьник, у кого я спрашивал, говорил о своих прадедушках, прабабушках.
По сути, День Победы — это единственный праздник, который объединяет всех нас. Потому что даже если брать церковные праздники — Рождество, Крещение, Пасху, — они значимые, великие, но кто-то их принимает, а кто-то нет. А День Победы — это праздник, который принимают абсолютно все: левые, правые, люди с разными политическими взглядами и предпочтениями. И это тоже наш заслон от информационной атаки. Потому что за пределами страны уже давно пытаются умалить достоинства нашей победы, убедить мир, что фашизм победили не русские ценой невероятных жертв, а представители второго фронта. Источники информации в руках безнравственных лиц — опасное оружие и реальная сила, и надо уметь этой силе противостоять.
— Что вы могли бы порекомендовать детям и их родителям, чтобы в большом информационном потоке отделять зерна от плевел?
— Я всегда рекомендую одно и детям, и родителям — держаться своей веры, традиций, культуры. Потому что все это просвещает человека, вразумляет его, формирует и поддерживает. Если говорить буквально, то вера — это дом, который строят по всем правилам. Чтобы дом стоял хорошо, вначале исследуют почву, на которой он будет стоять, делают надежный крепкий фундамент из камня, а затем на этом камне возводят строение. В Евангелии сказано: «Подуют ли ветра, польется ли дождь или случится оползень — дом устоит». Такой крепкий дом и есть верующий человек. А ветра, дожди и оползни — это искушения, которые приходится претерпевать. Но если человек стоит на камне веры, а камень есть Христос — с Божьей помощью он преодолеет все трудности, которые могут встретиться ему на пути.