Ребенок спал по 15 минут – я научилась высыпаться за десять. Лайфхак для мам и много другое
С будущим мужем, ныне – протоиереем Георгием Сивковым, ключарем Спасо-Преображенского кафедрального собора в Хабаровске, Юлия знакомилась трижды.
Первый раз – когда они, оба студенты, встретились в храме. Оба тогда только входили в церковную жизнь, и в свободное время от учебы она пела на клиросе, он пономарил. Через некоторое время Георгий, оставив светский вуз, уехал учиться в семинарию.
– Как-то общая знакомая сообщила, что вернулся молодой человек, с которым мы общались в храме, – рассказывает Юлия. – Оказалось, ни он, ни я друг друга не помнили. Познакомились вновь. Через год Георгий пришел ко мне в гости с той же знакомой, и я не сразу поняла, что он именно тот молодой человек, с которым мы дважды знакомились. Я тогда уже работала, Георгий служил иподиаконом у архиерея. Наконец, мы увидели друг друга по-настоящему.
Дальше события развивались стремительно. 20 сентября мы познакомились, а 13 октября подали заявление в загс. Через месяц – регистрация брака и венчание.
Девятого декабря мужа рукоположили в сан пресвитера.
Профессиональный чиновник и недавний выпускник семинарии – два самодостаточных 24-летних человека, каждый уже с какими-то своими жизненными представлениями. Нужно было учиться жить вместе.
– Избегать острых углов помогало совместное обсуждение моментов недопонимания. Мне некомфортно в конфликтных ситуациях, поэтому проще договариваться.
Семья Сивковых
Время «притирок» осложнялось тем, что муж был очень занят, церковные послушания отнимали много времени и какие-то моменты недопонимания проходили мимо. То есть ты просто не обращаешь внимания, потому что тебе не удается проговорить, и живешь дальше. Для мужа это было ценно.
Его позиция – если отношения восстановлены на внутреннем уровне, зачем возвращаться вновь к этому разговору? А мне, наверное, такого общения, проговаривания не хватало.
Когда родился третий ребенок, я ощутила себя профессионалом
Как нужно относиться к детям, Юлия представляла – так, как относилась вырастившая ее бабушка (родители жили отдельно) – с уважением, отдавая свое внимание и заботу.
– Я, даже будучи еще маленькой девочкой, всегда ощущала себя значимой, ценной в ее глазах.
Ожидая первого ребенка, Юлия читала книги, прикидывала, как будет строиться у ребенка режим бодрствования и сна.
– Реальность отличалась от учебника с точностью до наоборот. Мой ребенок спал максимум 15 минут. Вскоре я узнала, что могу высыпаться за десять, чтобы проснуться с ребенком одновременно. Муж, естественно, продолжал служить, и его режим не изменился.
У меня не было помощников – ни бабушек, ни нянюшек, которые могли бы приходить и делить со мной груз заботы. Нужно было себя перестраивать, менять свой ритм. Это действительно сформировало мой характер.
Если два разных человека соединяют свою судьбу, они могут договариваться, идти друг другу навстречу. Ребенок со своими биоритмами – уже неконтролируемая ситуация, ты ничего не можешь сделать, только подстраиваешься под нее.
Дети научили меня жить в другом режиме, спать мало, научили свое «я» согласовывать с другими. Я привыкла завершать начатое дело сразу же, не оставляя на потом. С маленьким ребенком поняла, что это невозможно. Ты начинаешь что-то делать, например гладить белье, и не заканчиваешь.
Главное, я вовремя поняла – нужно находить радость в малом. Не сожалеть о том, что ты не сделала, а радоваться тому, что успела сделать.
Это очень облегчило жизнь: с первой дочерью я вообще мало что успевала.
Многодетной Юлия ощутила себя с появлением третьего ребенка, когда нужно было учиться распределять внимание. Со следующими было проще, поскольку процесс решения нескольких задач одновременно уже запущен.
– Именно с третьим ребенком я осознала, что получила хорошее образование. Раньше мне казалось, что управление – это ни о чем, и нужна еще какая-то конкретная специальность, какое-то мастерство, на которое накладываются управленческие знания. Когда родился третий ребенок, я очень четко поняла, что принципы управления действуют независимо от того, кем и чем ты управляешь: людьми или какими-то процессами, глобальность вообще не имеет значения, принципы одни и те же.
Пришлось перестраивать жизнь в плане организации, ведь только в редких случаях большая семья может позволить себе спонтанность. Все заточено на организованность, на планирование, на контроль, на координацию, на действие. Ты ощущаешь себя профессионалом.
Висеть на спортивном комплексе с учебником математики
Расписание на неделю в семье Юлии каждый планирует самостоятельно. Планы на совместные дела обсуждаются сообща. Каждый ребенок знает, чем он будет заниматься в течение дня, и уже сам следит за своим расписанием, ориентируется по времени, когда ему нужно выйти, вернуться.
Если у младших с утра нет запланированных дел, Юлия спрашивает: «Какие у тебя планы? Чем бы ты хотел заняться?»
– Я не слежу, например, за графиком детей. Они сами знают свое расписание.
В семье Юлии трое школьников, и все они – на семейном обучении. То есть занимаются дома, сами, а потом в школе проходят аттестацию.
– У нас все построено так, чтобы ребенок максимально занимался самостоятельно. В общеобразовательной школе используется классно-урочный принцип, он не очень продуктивный, поскольку дети по большей части играют в нем пассивную роль.
А ведь еще более ста лет назад педагоги говорили о том, что образование должно идти от потребности ребенка, а не от существующих программ. Семейное образование позволяет это сделать, причем в итоге пройти все, что требуется по программе, но в другом режиме.
Родители не сидят с детьми, объясняя им задания. Каждый ребенок знает свой план и разбирает все сам в удобном для него темпе. Разобравшись с более легкой темой, постепенно переходит к более сложным.
– Учеба – полностью зона ответственности детей, – говорит Юлия. – Включение в нее – естественный процесс. Ребенок рождается, если он здоров, начинает ползать, потом ходить и постоянно исследует мир, а родитель этот процесс координирует.
Не может быть, что в один прекрасный день, 1 сентября, в ребенке произошло нечто и теперь он может сесть и заниматься. Мне постоянно задают вопросы: во сколько начинается день у детей, по сколько минут уроки, перемены.
У нас образование детей вплетено в контекст жизни. Можно лежать и учить что-то, висеть на спортивном комплексе с учебником математики. Сын вот в уме старался все считать до пятого класса, и я не требовала делать иначе – это не принципиально. Тем более не требую отступать определенное количество клеточек в тетради сверху и слева – неэффективно на это тратить время.
Родители учат детей только читать и писать. Ну и конечно – учат учиться и планировать.
– У старшего тринадцатилетнего сына, он у нас второй ребенок – мышление педантичное и очень рациональное. Он пишет четкий план и неукоснительно следует ему. Если не выполнил что-то сегодня, не прочитал и не законспектировал определенное количество материала, скажем, по биологии, он встанет на следующий день в 6 часов утра и все сделает. Еще он занимается боксом, шахматами. Второй сын, ему девять, очень творческий, у него постоянно какие-то идеи, и я направляю его в смысле их реализации.
Планирует он иначе, чем я, например. Я веду учет дел в телефоне в специальной программе, а он – думает над каким-то проектом и держит в голове, что ему нужно для этого: какие ресурсы, что нужно посмотреть, изучить. Например, он выращивает рассаду, или печет какое-то изделие, или изучает какое-то явление окружающего мира. Он сам себе выстраивает стратегию образования, и мне нравится наблюдать, как у него это получается.
Для меня важно, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца. Результативность – очень хорошее качество взрослого человека. Если ребенок научится в малом достигать этого, он приобретет навык.
Старшая дочь не любит жестких рамок. Она может растянуть какое-то дело, не приступать к нему, при этом за короткий срок – очень эффективно поработать. Она это знает и понимает, когда ей нужно что делать. Мне это не очень понятно, я другой человек по складу. А ей удобно вот так.
Кстати, она сдала ОГЭ по русскому языку, обогнав по баллам отличников школы, к которой была прикреплена.
На полгода раньше она прошла программу одиннадцатого класса, получила все оценки и готовится к ЕГЭ. Поскольку высвободилось время, пошла на курсы вождения, хоть ей и 17 лет. Так можно по закону – сдать все экзамены, а в 18 – получить права. Еще хочет, чтобы время не терять зря, пройти какие-то медицинские курсы, чтобы уметь оказать первую помощь, делать уколы.
Муж верит в меня
– Мы все всегда переживаем с мужем вместе, – говорит Юлия. – В том числе трагическое или тяжелое, например потерю беременности или болезни детей.
Когда удается вместе с мужем куда-то ненадолго выйти, причем не по семейным делам, а просто вдвоем – для Юлии это радостное событие. Тем более, отец Георгий очень занят, а специфика служения такова, что его могут вызвать неожиданно.
У Юлии напряженный график – дети, развитие собственного проекта в инстаграме, учеба, ведь она считает, что человек не должен останавливаться в развитии. Но Юлия признается, что без поддержки мужа она бы со всем не справилась.
Фото: yuli_sivkova / Instagram
– Муж принимает мои идеи, понимает, насколько мои проекты важны для меня. Он верит в меня: «Ты что, не сомневайся, у тебя все получится». Постоянно ощущаю и его молитвенную поддержку. Он действительно моя опора, крепкая и надежная.
Семья Сивковых
Лайфхаки большой семьи
– Продукты я покупаю на неделю и сразу же готовлю полуфабрикаты. Это очень удобно. Ты потратил два часа времени, и у тебя есть почти готовые обед, ужин, который нужно просто достать и поставить на плиту, в духовку и так далее. Это удобно и освобождает время в течение недели.
– Не готовлю в один день несколько сложных блюд, которые требуют временных затрат.
– Часто использую духовку, где можно готовить блюда, которые минимизируют потраченное время. Можно, если не пост, просто положить в духовку курицу, и она приготовится почти без твоего участия.
– В пятницу я провожу инвентаризацию продуктов. Смотрю, что у нас осталось с прошлой недели, и составляю меню на следующую. Планирую на каждый день завтраки, обеды, ужины: дети в основном полноценно едят дома.
– В программе «Купи Батон!» в телефоне составляю список продуктов, которые необходимо купить на неделю. Это экономит и время, и бюджет. Оптом я ничего не закупаю.
Причем списки составляю по местам, где эти продукты продают. Скажем, молоко и мясо покупаю на эко-рынке, приправы – в одном магазине, химию – в другом и так далее. В этой же программке все товары маркируются разными цветами. Так, молочное выделяю одним цветом, бакалею – другим, фрукты/овощи – третьим и так далее. В итоге ты не ходишь между рядами в магазине, высматривая, что тебе нужно, а четко идешь по своему плану и не покупаешь ничего лишнего.
– Еще у меня есть список обязательных продуктов, которые должны быть в доме всегда – это растительное масло, сливочное масло, молоко, овсяная крупа, сахар и т.п. Как только у меня заканчивается что-то, например в бутылке растительное масло осталось на дне, тут же делаю пометку в своей программе. В итоге перед тем, как пойти в магазин, я не вспоминаю, что же мне надо купить: список уже сформирован.
У меня не бывает ситуации, что приходишь из магазина и понимаешь, что забыла купить важное.
– Бюджет планирую, пользуясь программой CoinKeeper, также установленной на телефон. В нее занесены основные траты – продукты, домашнее хозяйство, красота/здоровье, образование, отдых, подарки, связь, сервисы, траты на бензин. Есть в этой программе раздел «источники хранения денег»: кошелек, расчетный счет.
Если, допустим, в супермаркете я покупаю продукты и бытовую химию, то на кассе я пробиваю два чека, чтобы потом не тратить время, выискивая, что в какой раздел занести.
Выйдя из магазина и загрузив все в машину, сразу перекидываю потраченные суммы из раздела «хранение денег» в разделы «домашнее хозяйство» или «продукты».
Фото: yuli_sivkova / Instagram
– В конце месяца делаю для себя отчет, оцениваю траты, и это позволяет в дальнейшем облегчить планирование: ты понимаешь, на что больше уходит средств.
– Младших детей нужно отводить на занятия и забирать. И вот то время, пока я их жду, использую для работы над своим проектом. Это ведение блога в инстаграме @yuli_sivkova, где я пишу о нашем опыте семейного образования, провожу онлайн-курсы, вебинары, офлайн-встречи по вопросам, связанным с семейным образованием, онлайн-курсы для родителей по развитию одаренности детей, раскрытию их потенциала, курсы для родителей по формированию навыков организации своего времени и быта.
Источник: Правмир.ру