Доклад епископа Диодора: «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей в ситуации цивилизационного выбора». Заседание Совета по взаимодействию с религиозными организациями при губернаторе Ульяновской области
11 апреля 2022 - 8:00вечера
1. ПОНЯТИЯ И СМЫСЛЫ ТРАДИЦИЙ И ЦЕННОСТЕЙ
2. ПРИНЦИП ТРЕХ ЛОГОСОВ КАК ТРЕХ МОДЕЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ
3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА
4. ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ — ЭТО ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЦЕННОСТИ
"Смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперед, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к состоянию, предшествующему образованию государств и культур. Смысл консерватизма - в препятствиях, которые он ставит проявлениям зверино-хаотической стихии в человеческих обществах. Эта стихия всегда шевелится в человеке, и она связана с грехом." (Николай Бердяев)
2. ПРИНЦИП ТРЕХ ЛОГОСОВ КАК ТРЕХ МОДЕЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ
3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА
4. ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ — ЭТО ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЦЕННОСТИ
"Смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперед, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к состоянию, предшествующему образованию государств и культур. Смысл консерватизма - в препятствиях, которые он ставит проявлениям зверино-хаотической стихии в человеческих обществах. Эта стихия всегда шевелится в человеке, и она связана с грехом." (Николай Бердяев)
В 2014 г президент Российской Федерации принял указ об основах государственной культурной политики, который стал этапом к принятию того, чего опасаются либералы - идеологии государства Российского, без которой мы рискуем пасть в бездну.
"Сейчас идет бой, самый главный бой за душу человека" (Н.В.Гоголь). Мы призваны выиграть этот бой. "Спасение России есть спасение мира, гибель России есть гибель мира".
Мы наблюдаем, как погибает демонизированный, предавший Евангельские устои западный мир. В России такого невозможно даже представить. Нынешняя трагическая ситуация - поистине перелом в истории нашей страны и народа. Время осмысления, время конкретных решений и действий. Время выбора Духа. Духовность - это и есть главный принцип созидания.
В настоящей ситуации цивилизационного противостояния Запада к остальному миру и в условиях информационной войны против нашей страны, проект Указа Президента РФ об «Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» является важнейшим доктринальным актом, направленным на всестороннее обеспечение духовно-нравственной безопасности России.
Важнейшим условием сохранения единства нашего народа и целостности государства во все времена является сохранение традиционных представлений о человеке, любви к Родине, вере в Бога, мужестве и чести.
1. ПОНЯТИЯ И СМЫСЛЫ ТРАДИЦИЙ И ЦЕННОСТЕЙ
Корни традиций и ценностей лежат глубоко в смыслах, многие из которых утрачены или сознательно сокрыты от ныне живущих. Прежде чем приступить к обсуждению проекта указа, нужно обратиться к понятиям и смыслам традиций и ценностей.
Традиция — это та иерархия, в которой мы живем, где существует нечто высшее сакральное и нечто нисшее (как проявление этого сакрального). Традиция — это два мира. В проекте указа понимаются ценности общества, коллектива, нечто над-индивидуальное, но которое создает индивидуальное, так как человек без индивидуальности — ничто. Проглядывается противоречивая конструкция, где смешиваются различные концепты - традиционалистский приоритет духовности над материальностью, и при этом манифестируются права и свобода человека. Права человека — это современная конструкция, модерн, а приоритет Духа над материей - это эпоха живой традиции. В самом указе сочетаются разные парадигмы, что говорит о том, что во все времена все эпохи гибридны.
В настоящей сложившейся тенденции пугает механизация человека, важность цифры и курс на нивелирование личности, человек превращается в машину с набором простых алгоритмов и похожих примитивных фраз. Традиционные ценности — это идея личности в автономном понимании, идея самодостаточности, свободы воли и человека как индивида, как части общества. За эпоху христианства необходимо сражаться. Это то, за что стоит бороться, чтобы человек не превратился в машину. За Дух.
Традиционным ценностям противостоят ценности постмодерна, который уничтожает личность человека, провоцируя распад человеческого на фрагменты. Происходит противопоставление - нечто целостное и нечто дефрагментированное. Мы находимся под гнетом культурной гегемонии запада. Завершается эпоха управления через политику, теперь вся основная система управления строится на культуре. Тот, кто управляет культурой, выигрывает в этом обществе, обладает властью над этим обществом. Если посмотреть на поп культуру и исследовать философию — это философия постмодернизма, объектно-ориентированная онтология. Эти ценности и эта культура противостоят традиционным ценностям. Таким образом, ценности выступают как средство против порабощения другими средствами.
Сейчас особую значимость имеет момент «общественного контроля в сфере культуры», под которым предлагается понимать деятельность общественных организаций, состоящих из представителей Общественной палаты Российской Федерации, традиционных религиозных конфессий, творческих союзов, направленную на выявление угроз духовно-нравственной безопасности, пресечение тиражирования и распространения информации и произведений культуры и искусства, приносящих вред духовно-нравственной безопасности народов России.
Ценности — это философский термин. Когда мы утрачиваем те онтологические основания, на которых строили жизнь, нам нужно обозначить это как ценности, возвести их в некий статус бытия. Иначе сами по себе они развалятся. Извечное противопоставление закона и благодати. Понятие ценность ближе к понятию закона, нежели к благодати, способ перевода небытия в бытие. Попытка сделать отсутствующее присутствующим искусственным образом. Благодать как не статичная, не фиксированная реальность, дарованная Богом (а то что даровано не может быть оценено) гораздо адекватнее для описания того, что нас всех объединяет. Ценности - регулятор богословия, который позволяет говорить: мне нравится то, что соответствует свободе, любви и тд. , но не нравится Бог карающий, а только Бог, Который Любовь. Поэтому мы мыслим Божественную любовь, но не мыслим страх Господень, если это не соответствует социально принятым ценностям. При этом, безусловно, дискурс социальных ценностей активизировать необходимо.
Культивируя что-либо, оно воплощается в реальность, как самосбывающееся пророчество. Мы утратили те опоры, на которых базировалось бытие наших предков, мы пытаемся их вернуть, это возможно совершить искусственным механическим образом. Люди, которые пытаются вещать нам о духовно-нравственных ценностях, не всегда могут объяснить, что стоит за этими понятиями, в итоге рассуждения о духовно-нравственных ценностях переходят лишь в критику запада. Сами нравственные ценности не так занимают умы, как они интересны в качестве инструмента противопоставления. Нужна большая работа, чтобы придать им форму и смыслы. Например, права и свободы человека относятся также и к либеральным ценностям. В плане же чисто практическом это движение нужно обязательно культивировать и поддерживать.
Желательно, чтобы проект закона о традиционных ценностях действительно начал воплощаться, а это зависит от каждого из нас.
Без традиций и ценностей народ станет никем. Сейчас людей, которые отстаивают традиции, называют темными, и люди даже начинают стесняться своей естественности, ибо их обвиняют в неполноценности. Так проявляется либеральная атака на проект указа. «Если нас ругают наши враги, значит мы все делаем верно» (Сталин)
Обращение к фиксированному статусу традиционных ценностей — это предпосылки для контргегемонии. При этом, рационального диалога не возможно, это как борьба частот. Поэтому действуя методом указов и распоряжений на уровне страны, действительно можно добиться результатов. Мы находимся в цивилизационной оппозиции с западом, при отсутствии государственных ценностей начинает доминирование ценностей внешних геополитических субъектов.
Важно не только философское, духовное осмысление, но и конкретные шаги. Нужно мобилизовать уже существующую патриотически настроенную общественность.
Должны быть созданы активные группы сторонников, осмысленных патриотов, чтобы не просто наблюдать, а наиболее существенные положения этого документа уже внедрять.
Должны быть созданы активные группы сторонников, осмысленных патриотов, чтобы не просто наблюдать, а наиболее существенные положения этого документа уже внедрять.
2. ПРИНЦИП ТРЕХ ЛОГОСОВ КАК ТРЕХ МОДЕЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ
Сейчас мы стоим в ситуации очередного цивилизационного выбора. В книге «Ноомахия: войны ума» А.Г.Дугина описываются модели трех Логосов, которые лежат в основе методологии изучения цивилизаций — три модели мышления (Логос Аполлона, Логос Диониса, Логос Кибелы).
Эти три греческие божества служат образом, гештальтом, три стиля мышления.
Аполлонический стиль мышления построен на привативной оппозиции (да или нет). Если есть утверждение «да», то отрицание «нет» — это нет вообще ничего. Свет и тьма, и между ними не существует никаких пересечений, абсолютная граница. Создание границ является основой справедливости Аполлона. Он беспристрастный судья, проводит линию определенности меж светом и тьмой без полутонов. На этом типе мышления основан привычный для западного европейца классический Логос - платонизм, неоплатонизм, пифагорейство, Аристотель... Это Логос Аполлона, утверждает принципы логики. Мы живем в тени логоса Аполлона, который свойственен для западно-европейской культуры (мы как наследники индоевропейского народа, самая многочисленная в России языковая семья — индоевропейская) мы являемся носителями логоса Аполлона.
Ницше описал другое мышление, он подошел к логосу Диониса, который оперировал с другой формой оппозиции, не с привативной оппозицией, а где «нет» мож быть другим «да», где меж этим и иным, меж верхним и нижним существует гораздо более сложная диалектика отношений. Логос Диониса строится совершенно по иному принципу. Если понять Логос Диониса, то многие вещи станут понятнее в самих корнях. Если в одном есть два и строгую границу провести невозможно без опасения утратить саму вещь. Логос Диониса двойственнен. Бог, который приходит к людям, грубость, которая становится священной в процессах Диониса, самое нисшее становится самым высшим. Сбой системы аполлонического закона, но Дионис очень сложный сакральный комплекс, который лишь производит впечатление хтонического земного, на самом деле открывается парадоксальная сторона божественного, амбивалентное. Символ Диониса — маска , не тот кто под маской, а сама маска как граница, где есть и то и другое, граница предшествующая тому, что она отделяет, граница не только разъединяющая но и соединяющая.
Логос Кибелы. Рациональность Кибелы - это рациональность материализма. Дионис - это имманетизм, но без материализма, диалектика между небом и землей, пересечение духа и материи. Дионис - это парадигма человека, в нем есть и тело, и душа. В Логосе Кибелы доминирует чистый хтонизм. То, что не материально, того не существует, это мир тяжести, мир плоти, мир, который перетолковывает миры света в собственной проекции. Земля, порождающая материю без мужского начала, корень материалистической метафизики. Этот образ свойственен не только нашему материалистическому времени (европейский модерн - это логос кибелы), но находим его и в древности, которая находится в оппозиции Логосу Аполлона.
В любом народе эти Логосы могут находиться в диалектическом противостоянии, может доминировать то одна сторона, то другая. Любая культура состоит из моментов противостояния этих трех Логосов, они сосуществуют и представляют собой определенные пропорции и ведут меж собой борьбу, это и война интерпретаций, глубочайшие метафизические процессы.
Исследование диалектики Логосов обогащает представление о народах, а представление о цивилизации усложняется. Это путешествие в суть культуры, в Логос культуры, в смыслы цивилизации и вещей.
Это очень важно для определения и понимания сути тех смыслов, которые закладываются в основу принятых на данном этапе традиций и ценностей. Ценности заявлены. Куда они будут направлены - это вопрос.
3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА
Уже на протяжении многих лет ведется активная информационная война.
Информационная война относится к теме гносеологии, учение о познании, в него включены также вопросы истины, лжи, информации, знания. Само познание - это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. Итог процесса познания - это знания. Знания — это переработанная информация. Знание может быть как истинным, так и ложным, но оно всегда личностно, мы его не можем передать кому-то, это сугубо индивидуальный опыт. Истина - критерий знания, это соответствие знания об объекте самому этому объекту. Знания бывают ложными. Ложь - преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений или преднамеренное сокрытие истинин. В основе лжи всегда лежит корыстный расчет, который связан с прагматичностью использования знаний в собственных целях. Чем вся информационная война и обусловлена - в основе информационной войны лежит корыстная цель.
Знания в прагматистской концепции трактуются с точки зрения практичной полезности и эффективности. Цель познавательной деятельности - преодоление сомнений и достижение устойчивого верования. Критерием провозглашается успешность - что успешно, то истинно. А что не успешно, то не истинно.
Если создать такую концепцию, которая придется по душе многим, то она принесет много выгод и будет считаться успешной.
Критерии истины:
синтетичность, этичность (истинные знания не могут быть разрушительными ни в психологическом, ни в социальном плане, не может быть оправдан порок, каким бы завлекательным он бы не был), экологичность, открытость, личностность.
Этичность в отношен истины давно нарушена, тут речь идет о формировании у человека определенного сознания , определенного отношения к той ситуации, которая должна быть в мире (например, фейки и кричащие заголовки о войне), в этом состоит информационная война.
Личностность - чем нравственнее и ответственнее человек живет и чем альтруистичнее он творит, тем более глубокое объективное синтетическое знание к нему будет приходить.
Ценности - то, что имеет существенное значение для человека и общества. Ценность = значимость. Первоначально значимые - это витальные ценности физиологические. Культурные к таковым принято не относить, без них человек вполне может жить. В рамках информационной войны под угрозу ставятся не витальные ценности, а культурные, духовные, являясь тем звеном, которое способно дать обществу толчок в сторону деградации или в развитии именно в ту сторону, которая необходима тому, кто эту информационную войну совершает.
Если говорить о ценностях, которые присущи русскому народу, можно привести такие три столпа, на которых базируется единение нашего общества, три базовые ценности, характерные для нашего народа- свобода, семья, соборность.
Политика направлена на то, чтобы противостоять чужакам и сохранить свой костяк, традиционность.
Для России всегда была характерна духовно-нравственная целостность человека, к этому всегда стремились.
Сейчас то, что нам пытаются насаждать извне, говорит о том, что происходит духовно-нравственная деградация и что информационная война против России хорошо построена, и происходит выигрышная ситуация не в нашу пользу. По силе информационная война очень разрушительна всегда, это завоевание умов и сознания. Завоевав сознание человека, не надо его убивать, нет необходимости в оружии, он добровольно сам сдастся. Тактика информационного воздействия использовалась еще в древние времена. Происходит растление духовно-нравственного человека внутри. Разруха в голове способствует разрухе в жизни. Когда разлагается ум человекаа, это сеет хаос вокруг него, разрушается видение прошлого. Если разрушается видение прошлого и происходит неспособность РАЗУМОМ узрить будущее, то разрушаются символы, которые создают единство для одного народа.
4. ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ — ЭТО ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЦЕННОСТИ
Дела совершаются разумом, а притягиваются события и возможности энергией. Важна чистота разума.
Энергия разума . Разум видит сразу прошлое, настоящее и будущее. Это возможно, когда наш разум просвещен Светом Истины.
Традиционные ценности — это Евангельские, а не общественные. Традиционная ценность — это прежде всего Дух. Водимый Духом Божиим, человек будет жить в Традиции Духа, какой бы путь он ни избрал, семейный или монашеский, в какой стране он бы ни жил, какие традиции и ценности не внесли бы в проект закона.
Глупость — корень зол. И только глупый человек, плюс водимый вражеским духом, способен отдать себя на духовную и физическую деградацию и гибель. Получая мнимую радость в УдоВольствии (уд, воля), теряет настоящую глубинную сакральную вечность с Духом, Который даёт высшую умную радость.
Это то, что нужно объяснять, начиная с детского возраста. Неосознанность часто базируется на необразованности. Нужно дать образ и суметь объяснить, для этого самим необходимо быть авторитетом. Чтобы человек ПОЧУВСТВОВАЛ Дух, различил, сравнил. Тогда он сделает осмысленный выбор в сторону настоящей (Евангельской, вечной) Традиции, ведомый к ней духом.
А пропагандируя, например, семейность — это часто делается в банальной плоскости линии, земли, в этом нет Духа вечности, Духа Любви, в этом лишь быт. Особенно молодые люди чувствительны к духу, им не интересна линейность. Не имея ориентиров и авторитетов, они влекомы духом к вражескому духу, и в качестве традиционных семейных ценностей выбирают ценности, которые насадил свободный от Евангельских традиций либеральный Запад, там они чувствуют дух, а не землю. Постмодерн, безусловно, ведет к расчеловечению человека. Трансгуманизм, однополые браки... Традиционные ценности - это некий барьер, который препятствует. Это нужно приветствовать и всячески культивировать.
Нужно правильно уметь доносить информацию. Перефразируя известную фразу, можно сказать: «Кто СОЗДАЕТ информацию, тот владеет миром».
Те, кто пропагандируют традиционные ценности, должны и сами соответствовать на деле тому, что пропагандируют. На тонком плане чувствуется всё, вся кривизна создаётся в пространстве. Никто не будет идти за кривизной.
Мы стоим в ситуации цивилизационного выбора. Мы вновь должны сплотиться именно внутри нашей страны, всем народом. Наша обязанность — поддержать президента и воинов, которые в ходе спец операции отдают свои жизни за наши традиции и ценности, бьются за права нашей идентичности. Духовенство и прихожане храмов вверенной мне Мелекесской и Чердаклинской епархии не стоят в стороне. Мы поддерживаем и словом и делом. Наша Служба Христианского Милосердия одна из первых организовала экстренный сбор гуманитарной помощи, на каждой Божественной Литургии мы возносим молитвы за тех, кто сейчас сражается на поле битвы.
И пока одни погибают, другие не имеют права не чувствовать процессы и продолжать жить западными ценностями потребления. Нужно как никогда объединиться в Духе.
Принятие «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» стало бы значительным шагом вперед в сохранении российской государственно-правовой идентичности и цивилизационного единства России.