Протоиерей Георгий Чувяков: «Несу людям радость»
25 января 2016 года свой юбилей отмечает старейший клирик Мелекесской и Чердаклинской епархии, клирик Никольского храма г. Димитровград, духовник Мелекесской епархии, митрофорный протоиерей Георгий Чувяков. За восемь десятилетий ему пришлось пережить многое – и хорошее, и плохое, но вера всегда помогала любимому многими димитровградцами и мелекессцами батюшке справляться с трудностями и радоваться жизни. В преддверии юбилея отец Георгий дал интервью нашему порталу
- Отец Георгий, расскажите немного о своем детстве. Наверное, оно было непростым?
- Я родился в селе Николаевка Васильковского района Днепропетровской области Украинской ССР 25 января 1936 года. У меня было пятеро сестер и я шестой. Детство было тяжелое и страшное. На следующий день, как я родился, отца-священника, которого тоже звали Георгий, отправили в лагерь в Караганду (Казахстан) на 10 лет. Священников тогда забирали без суда и следствия. Он там строил угольные шахты вместе с уголовниками. Матушка Варвара осталась с нами одна на руках. Затем пришла беда на украинскую землю. Началась война, а вместе с ней и голод, и холод. Страшные были времена, очень страшные. Питались разными корешками, лебедой, чтобы не умереть с голода. В 1946 году вернулся отец, но спустя год мама умерла. Растить нас помогала бабушка Саломия. Благодаря ей мы выжили. А отца реабилитировали, и он вновь начал служить в храме. Затем мы переехали в Кировоград.
- Ни для кого не секрет, что у Вас замечательный голос и абсолютный слух. Этот талант проявился еще в ранние годы?
- Да, петь я начал с пяти лет, как голосок прорезался. Когда я окончил школу в 1952 году, я очень хотел поступить в семинарию, так как церковь я посещал, пел в хоре, увлекался духовной музыкой. Это шло само собой, от души. Также участвовал в художественной самодеятельности, которая была очень популярна в Советском Союзе, пел много. Во многих конкурсах занимал первые места. И в Кировограде, и даже в Киев ездил: дважды был лучшим исполнителем в областных конкурсах. Но поступить в семинарию не мог, так как мне было только 16 лет, а там с 18 принимали. И на вокальное отделение не мог попасть в Херсонское музыкальное училище, тоже с 18 брали. Так что был вынужден поступить на дирижерско-духовое. Кларнетист-саксофонист тогда можно было сказать про меня. Играл на втором, третьем и четвертом курсах в кинотеатрах перед началом сеансов. Музыка и пение стали моим призванием, а музыкальное образование помогло потом в семинарии, где я руководил хором. В церковном пении я всегда задавал тон, что и делаю по нынешний день.
- Как и когда Вы почувствовали призвание стать священником?
- С детства, когда с отцом и матерью ходил в церковь. В 1942 году открыли храмы, и мама нас водила за ручку. Я постоянно был при церкви, и отец был для меня примером. Я себя не представлял без храма и без Бога, все знал наизусть. Там же я и ноты выучил, и это мне потом помогло поступить в музыкальное училище, а ведь тогда это было совсем не просто. Отец посоветовал окончить учебу в музыкальном училище, а затем я уже смог поступить в 1956 году в Одесскую духовную семинарию. Годы были тяжелые, послесталинские: и нажимали, и унижали, и оскорбляли священников, писали в газетах, но мы продолжали учиться и служить. По окончании семинарии я еще 14 лет служил протодиаконом в Кировограде, хотя в то время была очень сильна антицерковная пропаганда, и приходилось мужественно противостоять угрозам от соответствующих органов. Спасались только молитвой. Потом в 1973 году мы приехали в Кишинев (Молдавия), где я прослужил чуть больше 20 лет, а затем после распада СССР с семьей был вынужден в 1993 году перебраться в Димитровград, и здесь я уже 22 года и, Слава Богу!
- Какое самое яркое впечатление из жизни Вы помните?
- Будучи студентом Одесской духовной семинарии на концертах я неоднократно выступал перед Святейшим Патриархом Алексием I, ведь тогда в Одессе находилась патриаршая летняя резиденция. Пел соло и в трио, играл на кларнете. Патриарх неоднократно лично благодарил меня за выступления. После 2 курса семинарии в 1958 году я познакомился с будущей матушкой Вероникой и сразу же подал прошение о рукоположении. Благословение на брак получил от архиепископа Кировоградского и Николаевского Иннокентия, который приезжал в Одессу. В епархиальном управлении я встретил архиепископа Симферопольского и Крымского Луку (Войно-Ясенецкого), от которого также получил благословение (позднее владыка Лука был причислен к лику святых). А на праздник Успения Божией Матери в 1958 году я был рукоположен в сан диакона. И меня рукополагал сам Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I. Это было незабываемое впечатление, оставшееся на всю жизнь!
- Расскажите о вашей семье, детях и внуках, пошел ли кто-то по Вашим стопам?
- С матушкой Вероникой мы женаты уже 58 лет. У нас две дочери: старшая Алла сама матушка, замужем за священником, живут в Кишиневе. Ее сын, мой внук, тоже Георгий, стал священником, у него уже есть маленький сын. Младшая дочь Лауренция живет с семьей в Димитровграде, у нее три сына, у старшего и среднего уже есть высшее образование (УлГУ и ДИТУД), а младший учится на 4-м курсе в медицинском институте в Саранске.
- Как, на Ваш взгляд, изменилась жизнь Мелекесской епархии за эти годы?
- Когда я приехал в Димитровград, чувствовалось еще коммунистическое влияние. Владыка Прокл, ныне покойный, очень переживал, как будет преодолеваться это влияние. Но, в конце концов, церковь начала оживать, начали храмы восстанавливаться, строиться и открываться. Когда я приехал, в Ульяновской области было всего девять церквей, а сейчас их больше сотни. Конечно, мы всегда людей просвещали, проповедовали, происходило восстановление Церкви после стольких лет разрухи. Сейчас у нас своя Мелекесская и Чердаклинская епархия в составе Симбирской митрополии, владыка Диодор замечательный проповедник, прекрасный оратор. Церковь возрождается. Конечно, былое вернуть тяжело, но мы стараемся приводить людей к христианской вере, и многие ходят, молятся, но хотелось бы больше духовного просвещения молодежи, школьников. Наши батюшки работают над этим.
- Насколько сегодня в обществе высоко доверие к православному пастырю?
- «Каков поп - такой и приход», как говорят. Очень многое зависит от священника. И от его духовного образования, и светского, эрудиции, умения разговаривать с людьми, внимания, а главное любви к народу, вере, Богу. Мое напутственное слово молодым священнослужителям и тем, кто хочет посвятить себя служению Богу: никакой гордости не должно быть, только любовь и вера, которые побеждают все. Но главное, чтобы вера подкреплялась добрыми делами. Поэтому священники сейчас участвуют во многих социально значимых и просветительских мероприятиях и праздниках, где они могут проявить себя как истинные пастыри, которые окормляют духовно.
В целом, святые отцы Церкви предписывают уважительное отношение к пастырскому служению, преподобный Ефрем Сирин очень красиво говорит: «Первое место дай Богу, а следующее затем – иерею, земному Христу, руководителю твоей жизни. Спеши за ним на крыльях, с ним радуйся, когда устремляешься вверх, и ему подчиняйся, когда падаешь, чтобы, устрашившись, опять вознестись высоко. Ибо, пока кормчий в хорошем расположении духа, находящиеся на корабле вне опасности». К сожалению, в современном мире даже воцерковленные люди подвержены некоему «раздвоению». Иногда, живя в страшной суете, мы не замечаем четкой грани между добром и злом, особенно охотно спешим судить ближнего, не зная истинных мотивов тех или иных поступков. Но, все же, среди православных Димитровграда и Мелекесского района чувствуется чистая вера, поэтому в большинстве своем церковные люди доверяют духовенству.
- Чем Вы занимаетесь в свободное время, пока находитесь вне храма?
- Лени не должно быть, хотя годы оставляют свой отпечаток. Возле дома есть огород шесть соток, стараюсь на нем работать, сажать что-то, убирать, еще забочусь о любимой кошечке. Утром, как встаю, молюсь. В целом, я неприхотлив, не стремлюсь к каким-то изыскам, дорогим увлечениям. Вся моя жизнь проходит в храме, я лечу сюда с радостью, чтобы встретится с людьми, пообщаться, принести им и каждодневную, и духовную радость. Без этого никак нельзя. Это самое главное.
- 80 лет солидный возраст. Большую часть жизни Вы служите в Церкви с полной отдачей, с любовью и радостью. У Вас много церковных и светских наград. Вы счастливый человек?
- Очень. Вне церкви, вне Бога я не представляю себя. Я всецело посвятил себя Богу и духовно, и телесно. У меня хорошая семья, замечательные дети, внуки, правнук, все они живут в вере, надежде, любви, и это приносит мне большую радость. Я очень счастлив. Где бы я ни служил, люди благодарят меня за ласку, за улыбку и доброе слово. Более 15 лет я духовно окормлял исправительную колонию для малолетних преступников. Своей неустанной молитвой спасал ребятишек, преступивших закон, многих крестил, беседовал с ними по душам, приводя к Богу, к вере, к покаянию, чтобы в дальнейшем они жили в мире и любви с окружающими. Если мне удалось помочь хоть одному человеку, это ли не счастье!
- Отец Георгий, хотелось бы сердечно поздравить Вас с таким значимым юбилеем и пожелать долгих лет жизни и служения Богу, крепкого здоровья, благополучия и милости Божией!
- Спасибо большое. В эти дни, когда я отмечаю свое восьмидесятилетие, я благодарю Господа. За всю ту благодать, которую все эти годы он изливал на меня.
Беседовала Анастасия СУБАЕВА