Великая суббота и праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Димитровграде
В Великую субботу Православная Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душой во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верой ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем предуказывается и славное Воскресение Христово.
Епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор совершил Великую вечерню в соединении с Божественной литургией святителя Василия Великого в главном храме столицы Заволжья - Преображенском кафедральном соборе г. Димитровграда Ульяновской области.
Богослужение Преблагословенной Субботы уникально, как по наполнению богословским содержанием, так и по своей структуре. Начинается оно Великой вечерней, которая переходит в Литургию святителя Василия Великого. Читаются ветхозаветные пророчества о Воскресении Христовом. Вместо Трисвятого звучит пение стиха из послания апостола Павла к Галатам: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» – «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27), – поскольку именно в этот день в древней Церкви совершали таинство Крещения над оглашенными. Читается Апостол, в котором раскрывается значение и таинственная сила Крещения (Рим. 6:3–11). Чтением Апостола как бы заканчивается погребальный день субботний.
Перед евангельским чтением торжественно поется гимн «Воскресни, Боже, суди земли». Во время исполнения этого песнопения священнослужители меняют темные великопостные облачения на белые – праздничные. Убранство храма также становится пасхальным. По традиции, женщины, молящиеся за Литургией также в этот момент меняют темные головные платки и покрывала на светлые. Переоблачение священнослужителей напоминает о том, как в древности после чтения паримий Великой субботы в храм вступали новокрещеные в белых одеждах, а также указывает символически на ангелов, благовествовавших о Воскресении Христовом.
В Великую субботу совпавшую с праздником Благовещения оглашалось два евангельских зачала – повествование о событиях Воскресения (Мф. 28:1-20) и рассказ о явлении архангела Гавриила Пречистой Деве Марии (Лк. 1:26-38).
Херувимская песнь заменяется текстом, который мы слышим лишь один раз в год: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет; Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими, и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе, и вопиюще песнь: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя».
В Великую Субботу по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во всех храмах Русской Православной Церкви читается молитва о мире в Святом граде Иерусалиме и во всей вселенной. По завершении сугубой ектении, на середине храма перед святой Плащаницей Епископ Диодор и духовенство молились об избавлении города Иерусалима – дорогому каждому верующему сердцу места, где совершились великие события нашего спасения – от войн, распрей и междоусобиц, а также о прекращении всякой ненависти и вражды во всем мире и об умножении любви в сердцах людей.
По отпусте Литургии Архипастырь совершил, предписанное богослужебным Уставом, благословение хлебов и вина. Это благословение ежегодно совершается в память о том, как древние христиане, оставаясь в храме после Литургии до Пасхальной утрени, вкушением освященных хлеба и вина подкрепляли себя на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь.
В Преблагословенную Субботу после завершения богослужения православные христиане приносят в храмы для освящения куличи, пасхи и крашеные яйца. Чин благословения пасхальных яств в Преображенском соборе в течение всего дня будут совершать клирики храма.
Последняя в этом году Литургия Василия Великого завершилась архипастырской проповедью.