День памяти святителя Николая Чудотворца – престольный праздник Никольского храма Димитровграда
19 декабря 2017 года – день памяти святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских.
Глава Мелекесской епархии Преосвященный епископ Диодор совершил Божественную литургию в Никольском храме Димитровграда.
Накануне в Никольском соборе, отмечающем престольный праздник, состоялось всенощное бдение, за которым после прочтения Евангелия верующие были помазаны освященным елеем (маслом), привезенным из паломнической поездки из г. Бари (Италия).
Его Преосвященству сослужили: секретарь Мелекесской епархии, настоятель храма иеромонах Прокл (Бойко), личный секретарь Управляющего епархией протоиерей Сергий Лялин, благочинный Центрального церковного округа протоиерей Андрей Макаров; духовенство димитровградских и районных церквей, руководители епархиальных отделов и комиссий в священном сане.
За Литургией, для молитвенного поклонения верующим, на центральном аналое храма находилась икона с частицей мощей святителя и чудотворца Николая. Все участники богослужения получили возможность поклониться этой великой святыне.
За Литургией молились: представители Администрации Ульяновской области, г. Димитровграда и районов Симбирского края, благотворители храма, казачество, прихожане Свято-Никольской церкви и храмов города.
Песнопения исполняли хор Никольского храма под управлением А. Тимакова.
Почтить день памяти святителя Николая Чудотворца и поклониться его святым мощам собрались многочисленные прихожане.
Большое число верующих приобщилось святых Христовых Таин.
В завершение Литургии состоялось славление перед образом с мощами святителя Николая.
Епископ Диодор поздравил отца настоятеля, духовенство, монашествующих и прихожан с праздником и произнес проповедь.
Видео проповеди Архиерея:
Видеорепортаж богослужения в Никольском храме:
Видеосъемку богослужения осуществлял видеоопрератор Правящего архиерея Тарас Шкуренко.
--
Из жизнеописания святого Николая
Согласно житию, святитель Николай родился в III веке в греческой колонии Патара в малоазийской римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь Христианству. Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан и получил начальное образование.
С детских лет Николай преуспевал в изучении Священного Писания; днём он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Николай Патарский, поставил его во чтеца, а затем возвёл Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. По другой версии, благодаря чудесному знамению, решением собора ликийских епископов мирянин Николай сразу стал епископом Миры. В IV веке такое назначение было возможным.
Когда его родители умерли, святитель Николай отдал унаследованное состояние нуждающимся.
Начало священнослужения святителя Николая относят к правлению римских императоров Диоклетиана (годы правления 284—305) и Максимиана (годы правления 286—305). В 303 году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. После отречения обоих императоров 1 мая 305 года произошли изменения в политике их преемников по отношению к христианам. В западной части империи Констанций Хлор (годы правления 305—306) положил конец гонениям после своего восшествия на престол. В восточной части Галерий (годы правления 305—311) продолжил преследования до 311 года, когда он выпустил эдикт о веротерпимости, уже находясь на смертном одре. Гонения 303—311 годов считаются самыми продолжительными в истории империи.
После смерти Галерия его соправитель Лициний (годы правления 307—324) в основном относился к христианам терпимо. Христианские общины стали развиваться. К этому периоду относится епископство святителя Николая в Мире (в окрестностях современного города Демре, провинция Анталия в Турции). Он боролся с язычеством, в частности ему приписывается разрушение храма Артемиды Элевтеры в Мире.
Он также ревностно защищал христианскую веру от ересей, прежде всего арианства. Грек Дамаскин Студит, митрополит Навпактский и Артский (XVI век) в книге «Θησαυρός» («Сокровище») излагает сказание, будто во время Вселенского собора (325) Николай «ударил по щеке» своего оппонента Ария. Однако профессор церковной истории В.В. Болотов в «Лекциях по истории Древней Церкви» пишет: «Ни одно из сказаний о Никейском соборе, хотя бы со слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мирликийского». По мнению профессора протоиерея Ливерия Воронова, это «не может быть признано истинным прежде всего потому, что оно стоит в резком противоречии с безупречным нравственным обликом великого Святителя», с одной стороны, и с Правилами святых апостолов, с другой. Тем не менее, по его же словам, Церковь «не сомневается в действительности факта соборного суда над свт. Николаем» за этот проступок. Воронов «на основании анализа лексики церковных песнопений» подтверждает, что Святой Николай обозвал Ария «безумствующим богохульником».
Фактов заушения Николаем Ария и суда над Николаем нет в житии Николая, написанном Симеоном Метафрастом в X веке и помещённом в Четьи-минеи, ничего подобного нет и в житии Николая, размещённом в греческом Синаксаре, нет этих событий и в Великих Четьих-Минеях, собранных и изданных святителем Макарием в середине XVI века. Нет этих событий в Прологе в богослужебных текстах Минеи 6 декабря. Описание пощёчины впервые появляется в русской агиографии лишь в конце XVII века в Житиях святых, написанных митрополитом Димитрием Ростовским.
Святитель Николай известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых, молитвенник за моряков и других путешественников.